В ходе массового опроса, который организовал по заказу «Независимой газеты» исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru, выяснилось, что три четверти семей увеличили расходы на школу, а главным итогом завершающегося учебного года, похоже, станет значительный рост расходов семей на школьное образование. Многие школы, ссылаясь на нехватку бюджетных средств, вынуждают учеников посещать платные занятия по профильным предметам – жалуются родители. Эксперты уверены: это первые результаты начатой в России реформы бюджетных учреждений.
Подавляющее большинство российских семей (77% респондентов) столкнулись в течение этого учебного года с ростом расходов на школьное образование своего ребенка. Примерно каждый второй респондент сообщил, что его расходы на обучение ребенка-школьника «выросли немного», а каждый третий россиянин указал уже на «значительный рост» таких расходов. По оценкам родителей, затраты на школьное обучение выросли как минимум на 20%, и порой они достигали 70% семейного бюджета. В конце апреля исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru провел опрос среди 1600 респондентов из экономически активного населения РФ, имеющего детей-школьников начиная со второго класса.
Главными статьями расходов для родителей стали репетиторство, дополнительные платные занятия. Участники опроса отметили, что уровень преподавания в большинстве школ оставляет желать лучшего. Учителя, по мнению родителей, часто не заинтересованы давать ученикам в рамках основных уроков качественное образование. Родители уверены: школьников искусственно вынуждают посещать дополнительные платные занятия по профильным предметам – русскому языку, математике, английскому языку. Также постоянно требуется дополнительная подготовка к сдаче ЕГЭ. Платные факультативы по профильным предметам иногда оказываются обязательными для посещения. Некоторые родители сообщили о случаях занижения оценок ученикам, которые отказываются посещать платные уроки.
Руководство школ, как уточняют респонденты, объясняет насаждение платных занятий нехваткой бюджетных средств. Особенно популярными подобные объяснения стали после принятия в прошлом году закона о реформе бюджетных учреждений. Закон вводит субсидирование бюджетных учреждений по госзаданию вместо финансирования по смете. Бюджетные учреждения переходят в режим полного или частичного самофинансирования. Так, школы для получения дополнительных доходов могут на законных основаниях предоставлять гражданам платные услуги и свободно расходовать вырученные средства. Легитимизация платных услуг, по мнению разработчиков закона, позволяет сделать механизм платных занятий, который и так уже давно действует в любой школе, более прозрачным, ведь счета бюджетных учреждений будут контролироваться казначейством.
Обеспокоенные родители практически сразу увидели в этом законе очевидный переход страны к полуплатному среднему образованию и обвинили власть в попрании конституционных прав россиян. Президент Дмитрий Медведев, отвечая на недовольство, посоветовал внимательно читать закон, в котором нет ни слова о платности среднего образования. Премьер-министр Владимир Путин постоянно указывал на то, что приватизация бюджетной сферы и всеобщее введение платных услуг – это миф.
Однако, судя по опросу, опасения родителей оказались не напрасны. Подавляющее большинство – 79% респондентов – сообщили, что в этом учебном году с них пока не взимали плату за занятия из основного расписания, которые раньше были бесплатными. Однако некоторых родителей предупредили, что со следующего года часть уроков станут платными. А 10% россиян уже сегодня столкнулись с необходимостью платить за ранее бесплатные услуги. Наиболее массовый случай – оплата группы продленного дня. И самое главное – стимулирование учеников к посещению платных факультативов по профильным предметам стало массовой формой перехода к полуплатному образованию, сообщает Независимая газета.
11.05.2011