Существует несколько толкований слова клип.
1. В словаре иностранных слов Комлева Н.Г. слово клип - [англ. clip - стричь; делать вырезки из газет, фильмов] - короткий музыкальный номер, снятый на видеопленку (обычно на фоне декораций, ландшафта, улиц и т.д.).
2. В толковом словаре Дмитриева Д.В. клипом называют короткий фильм, который является сопровождением к какой-либо песне или рекламе.
Снять новый клип. | Рекламный клип.
= видеоклип
3. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф.
Клип - короткий видеоролик с исполнением эстрадной песни или какого-либо иного произведения, сопровождающийся специально смонтированным телевизионным изображением актёра или вокальной группы и используемый обычно в качестве рекламы; видеоклип.
Термин «клиповое мышление» (КМ) больше соответствует видеоряду, представляющему собой набор образов, которые слабо связаны между собой и несут поверхностную информацию. При клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Зачастую такие люди выражают свои мысли мыслями известных людей или стандартными фразами т. к. им сложно соединить разрозненную информацию в логическую цепочку и создать цельный образ.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет, а также прочтение литературы без должного анализа и оперирование только отдельными фразами взятыми из контекста.
Влияние клипового мышления на образование.
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы IXX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения?!!
Не для кого не секрет, что большинство учеников не усваивают либо плохо усваивают материал в школе. В моей практике наблюдаются случаи, когда ученик четко пересказывает тот или иной текст, но не может ответить на вопросы, требующие логического и аналитического мышления.
Другими словами не умеют сделать вывод из прочитанного. Также часто наблюдается при чтении так называемый эффект «неприсутствия».
Аналогичный эффект наблюдается и у взрослых. В интересной статье «Google делает нас глупее?» Nicholas Carr (автор книги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google») пишет:
«В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу».
СМИ
Тексты в статьях становятся сильно фрагментированными, разбитыми на сменяющие друг друга смысловыми блоками небольшого - два-три абзаца - объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Такая форма подачи информации больше похожа на ловлю, что оказалось весьма удобным для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к получаемой информации.
Данными приемами, к сожалению, насыщены и многие сайты. Человек читает информацию и попадает в эмоциональную зависимость и готов верить всему, что там написано не анализируя, а вернее теряя способность анализировать прочтенное. Особенность подобных сайтов - необоснованно дорогостоящие услуги, как правило дающие краткосрочный и неустойчивый эффект.
Как бороться с клиповым мышлением?
От стиля мышления, от умения анализировать информацию во многом зависит успешность в жизни. Школьные программы с каждым годом усложняются, не говоря уже о вузовских и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным руководителем. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной задачи. А создание таких цепочек подразумевает наличие аналитического, а также понятийного мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной ситуации, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.
Радует наличие специальных тренингов, где учат пониманию того, что происходит с нашим вниманием при выполнении чего-либо, требующего концентрации в течение длительного времени: почему снижается концентрация, куда уходит внимание и что с этим делать. Одним из эффективных методов является метод прояснения слов. Что помогает увеличивать словарный запас , как следствие напрямую влияет на умение излагать свои мысли четко, ясно и понятно для остальных, а этого так не хватает при написании сочинений и изложений в образовательных учреждениях. Понимание прочитанных текстов после метода прояснения слов вырастает в разы.
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование, прояснение слов и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
Выстраивание образов при прочтении, человеком с клиповым мышлением.
И как следствие ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО, постоянное возвращение к уже прочитанному и т.д.
Автор статьи Лилия Дыкун