Главная Обратная связь
ГлавнаяДислексия DislexiaДисграфия DysgraphiaСДВГ ADHDДеятельность центраСОИдиоты???КонтактыВидео позитив

 

Сесиль Лупан

дислексик

Новости

29.09.2010 :: Как научиться читать без Азбуки?

Как научиться читать без Азбуки?

Как научить читать без Азбуки?
Как сделать, что чтение для шестилетнего стало таким же приятным
занятием, как рисование или возня в песочнице?
И чтобы он не заметил, где кончается игра и начинается учение...


МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ. Складывать эти слоги - обычная участь первоклассника. Так учились мы, наши родители, бабушки и дедушки. Казалось бы, альтернативы нет. И даже в эпоху стеклопакетов ничего не изменилось. Откройте Азбуку: «Та-ня мы-ла пар-ту»… Видно, это судьба – читать про то, как кто-то что-то моет.

А как же литература? Где поэзия, полет фантазии? Вымысел, над которым «слезами обольюсь»? Может поэтому подростки и не читают книг, кроме «Русской литературы в кратком пересказе».

Или иначе нельзя? А как Вы, взрослый человек, научились читать?
Кто-то по азбуке.
Кто-то по любимой книжке, которую десятки раз читала мама или бабушка.
Кто-то по магазинным вывескам.


Какой из этих способов лучше? Лучше – не в смысле быстрее и эффективнее, а в смысле далеко идущих последствий для развития личности. Умнее, сообразительнее, добрее будет человек, если его учить читать по Азбуке, книжке со сказками или по магазинным вывескам? Неизвестно, и психология вряд ли даст ответ на этот вопрос.
Но ясно, что Азбука – не единственый путь. Возможны и другие варианты.
Главное, понять, что для нас важнее…
Если для нас главное - скорость чтения, тогда, может быть, по Азбуке. Если важно, чтобы чтение доставляло радость для ребенка – тогда лучше по-другому.
Радость – это вещь более серьезная, чем скорость. Если Вы будете говорить пятилетнему ребенку, что ему «надо научиться читать», что «он должен» - готовьтесь, через десять лет Вам писать за него сочинения по литературе. Потому что ни «Мертвые души» ни «Евгения Онегина» не прочитает подросток, который в детстве не испытал чувства радости – почти физиологического – от прикосновения к книге.
Как по-другому?
Любимая книга. Каждый вечер перед сном ребенок просит маму прочитать одну и ту же сказку. Он давно уже знает эту сказку наизусть. И вот однажды он берет сам эту книжку и читает… Да, читает! Он видел, как делает это мама, следил глазами, водил пальчиком по строчкам с незнакомыми значками – и вот он делает это сам! Потому что он выучил текст наизусть? Да, но видя слово, он припоминает, сопоставляет, догадывается. А потом читает и другую сказку, которую ему еще никто не читал… По сути то же происходит с вывесками: «Рыба», «Молоко», «Милиция».
Как это возможно, что его никто буквам специально не учил – а он читает. Неизвестно… Это загадка – как и всё, что связано с возможностями человеческого мозга. Мы не знаем, что происходит там с десятью миллиардами нейронов, какие связи устанавливаются между этими клетками, когда ребенок задирает голову, чтобы прочитать название магазина. Но ясно одно, что так можно научиться читать!
Быть может, по Азбуке быстрее. Но готовы ли Вы уговаривать, объяснять необходимость, слушать плач и вопли, применять силу? И надо ли? Когда обучение чтению может быть занятием приятным и радостным, как слушание сказки, рисование, возня в песочнице.
Итак, начинаем…
Дети еще не могут читать – пусть они слушают. Слушают, как читает учитель: почти как дома, почти как мама. Мы берем стихотворение, известное всем – это одно из тех стихотворений, которые ребенку читали дома много раз: «Идет бычок, качается… « или «Где ты была, сегодня, киска…» или «Наша Таня…» Возвращение в детство? Да. Но пусть первое, что услышит ребенок из уст учителя в школе - будут эти стихи: знакомые и родные, которые ему читала мама; пусть вспомнит себя маленьким… Приятно и полезно для психики первоклассника. Стихотворение читается несколько раз – и вот его все уже знают наизусть.
Теперь – играем! Кто-то показывает кошку, кто-то степенную тетю, которая ведет разговор с ней, кто-то мышку. Если есть маски – еще интересней! Спектакль за пять минут. Главное, чтобы ребенок почувствовал ритм, мелодию стиха, что бы он как бы превратился в кошку или мышку… - пропустил литературный текст буквально через тело. И, кроме того, – та самая радость! Без которой чтение – тоска и слезы. И пока глаза еще светятся, пока осталось легкое возбуждение от разыгранной пьесы – читаем. Что значит «читаем»? Дети садятся за парты, перед каждым - текст стихотворения, выученного наизусть и сыгранного. Мы хором читаем его и каждый ребенок водит пальчиком по словам и строчкам. Читает! И первое, что он скажет родителям, вернувшись домой: «Я умею читать! Я прочитал целое стихотворение!»
«А правда ли, дети, что вы умеете читать, – говорит учитель, - вы, наверно, притворяетесь! Давайте проверим…» Лист со стихотворением отодвигается в сторону, ученику дается тот же самый листок, но… Разрезанный на отдельные кусочки. Каждое слово - отдельная карточка, «Можете ли вы собрать текст?» И, проговаривая про себя выученные строчки, слово за словом, заглядывая, если это надо, на целый листок, ребенок складывает стихотворение. «Ну, с подсказкой-то просто! А можете ли сами, не глядя на целый лист?» На столе только карточки, без подсказки. Вот карточка «ГДЕ», вот – «ТЫ», вот – «БЫЛА» и так все 18 карточек стихотворения.
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы, у английской.
- Что ты видала во дворе?
- Видала мышку на ковре!
Мяу! – хором говорят все дети. Это значит – мы умеем читать!
Завтра – другое стихотворение. Потом – еще одно. Пока ребенок действительно не научится читать.
Он запоминает только отдельные слова? Учит их как картинки, как иероглифы? Да, это так. Но из этого не следует, что он может читать только те слова, которые встречал когда-то на карточках. Свойство нашего мозга обобщать и упорядочивать – это загадка природы. Мы не знаем, как ребенок научился к пяти годам говорить – говорить правильно, соблюдая все нормы и правил устной речи, понимая, к примеру, когда нужно ставить глагол в совершенном, а когда в несовершенном виде.
Ребенок научился говорить, при том, что его специально никто не учил этому. И какое счастье, что никому не пришло в голову учить ребенка говорить по какой-нибудь умной книге. По Азбуке, например: « МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ»

Автор: Курбатов Рустам Иванович

 

Остальные новости: