Одни дети любят учиться, другие спокойно относятся к этому процессу, третьи терпят, а четвёртые и вовсе отказываются. Почему же такое разное восприятие одного и того же процесса у разных детей? Что нужно делать, если ребёнок не желает учиться? Рассмотрим некоторые причины нежелания учиться.
А зачем учиться вообще? Чтобы быть богатым? Если родители имеют высокий статус в обществе и дом за границей и приличный счёт в банке, такого вопроса ребёнок может и не задать. Но в жизни бывает всё – и нерадивые двоечники-миллионеры, и пытливые учёные-нищие. Чтобы быть уважаемым, приносить пользу Родине? Для школьника уважение сверстников за коллекцию наклеек важнее каких-то непонятных ценителей за пользу Родине. Чтобы жить было интересно, узнавать новое? Так не научен ребёнок получать удовольствие от этого процесса ещё на том самом этапе предупреждения, поэтому это тоже для него не аргумент. Вот и придумывают родители, каким велосипедом или мобильным телефоном привлечь ребёнка к учёбе или лишением чего наказать за неусидчивость. И всё это вместо того, чтобы по-настоящему научить ребёнка получать радость познания.
Бывает так, что в первом полугодии ребёнок приносит отличные результаты, а к концу учебного года скатывается на низший уровень. Всё дело в усталости, которая тоже бывает разной. Если ребёнок испытывает "умственную" усталость (рассеянность, отсутствие концентрации, плохое восприятие материала), ищите непонятые слова, все дело в них. Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном (слишком возбуждённый ребёнок ночью не может уснуть, зато весь день сонный), от чего весь учебный процесс рушится, как карточный домик. Нужно обсудить с ребенком, что его так будоражит, дать выйти этой энергии через общение.
Если проблемы возникли во взаимоотношении с одноклассниками, то самим родителям с ними не справиться. Придётся вникнуть в суть проблемы, попытаться с учителями исправить ситуацию, а в случае неудачи сменить школу. Здесь всё очень индивидуально.
Болезни вызывают неудобства, они являются следствием стресса и никак не наоборот. Стресс, вызванный какой-либо житейской ситуацией (переезд, развод родителей, смерть питомца), может вызвать нежелание учиться. Нужно быть терпимее и мягче, только через общение можно разрядить стресc и облегчить напряженное состояние ребенка.
Если всё детство вы сравнивали успехи своего сына с успехами других, более талантливых детей, при этом громко вздыхая о том, какой у вас балбес и тупица, то вы сделали всё для того, чтобы ваш ребёнок был уверен в своей неудаче. Так же может поступить и не очень квалифицированный педагог, публично унижая ребёнка при других детях за неудачи в учёбе. А если ребёнок уверен, что он сделает плохо, то зачем вообще это делать?
Когда вы о чем-то говорите, будьте осторожны, вы можете это получить.
Разговор двух приятельниц:
1-я женщина: Как твои дела? Как муж? Как дети?
2-я женщина: УЖАС!!! Муж-скотина! Дети - сволочи! Работа-Дыбильная!
Ангел, сидящий на плече 2-й женщины,
записывая в блокнот: Странный заказ, НО принят.
Нежеланием или желанием учиться ребёнок может манипулировать взрослыми. Если вы всё время воспитывали ребёнка под девизом «сделай и получи шоколадку», то теперь настала очередь ребёнка «воспитывать» вас подобным же образом – «нет шоколадки – не буду учиться». То есть вы не купили ему очередной мобильник, а он не будет учиться.
Устранение нежелания учиться возможно только в том случае, если родители осознали, что в проблеме виноват не ребёнок, а совершенно другие факторы: собственная безграмотность в воспитании, неквалифицированность педагогов, болезни, стрессы, усталость. Важно объяснить ребёнку, что это проблема, в которой нет его вины, что ему нужна помощь и вы готовы ее осуществить. А дальше уже можно и устранять свои ошибки, и искать хороших специалистов, и перестраивать всю свою жизнь.