В сентябре в стране должны рассмотреть новый интегрированный закон «Об образовании в РФ». Считается, что прежний (1992 года) устарел. Проблема в том, что, по мнению экспертов, интегрированный закон не только не лучше, но гораздо хуже прежнего. Представить его к первому слушанию приказано в сентябре. Значит, «широкое» обсуждение пройдет в глубоко отпускное время. Если так произойдет, закон примут так же стремительно, как это было с печально известным 122-м законом (о монетизации льгот).
Зачем нужен новый закон
Зачем нужен новый закон, объяснил на заседании думского Комитета по образованию зам. министра образования Юрий Сентюрин. Закон 1992-го года был документом переходного периода, отразившим кризисный этап развития. В нем продолжают действовать некоторые нормы советского времени. С 2002-го года было внесено более двухсот законодательных инициатив, направленных на изменение образования, и принято 45 законов.
Кроме того, старый закон полон внутренних противоречий, в нем есть дублирующие нормы. Многое носит декларативный характер.
Концепция нового закона была разработана и одобрена в июне 2009-го года. Сформирована рабочая группа. Срок представления закона – сентябрь 2010-го года.
Академиев мы не кончали
Сначала предполагалось, что в новом законе будет 8 глав, сегодня их 20 – 400 страниц текста. Отдельные главы посвящены дошкольному, среднему, общему и высшему образованию. А также военному, медицинскому, образованию в области культуры и искусства и другим его видам…
Из нового: в законе нет начального профессионального образования. Юрий Сентюрин считает, что нужно отказаться от этой «тупиковой ветви».
Но в рамках среднего профессионального образования предполагается готовить высококвалифицированных рабочих, а также специалистов среднего звена. Выучивать таких специалистов можно на третьей ступени среднего образования, в специальных Центрах подготовки, а также – в учреждениях среднего профобразования. И принимать в такие учебные заведения всех – без вступительных испытаний.
Учреждения среднего профобразования будут называться лицеями (там будут воспитывать не пушкиных с дельвигами, а наоборот – рабочих) и техникумами (там подготовят специалистов среднего звена).
Высшее образование тоже претерпит коренные изменения. Теперь у нас не будет академий, зато появятся колледжи, где будут получать степень бакалавра; институты (там будут готовить бакалавров и специалистов) и университеты (бакалавры, специалисты и магистры). Самыми привилегированными среди университетов станут федеральные и национальные исследовательские. (Привилегия выразится в кардинально ином финансировании таких элитных вузов). Предполагается, что все должны перейти на западную кредитно-модульную систему, что позволит создавать индивидуальные образовательные траектории.
Всех волнует вопрос: сохранятся ли льготы для определенных категорий лиц при поступлении в вуз, как это было раньше? На словах – да. А на деле – едва ли. Юрий Сентюрин сказал, что теперь льготникам будет предоставлена возможность бесплатной годичной подготовки на специальных отделениях (видимо, что-то типа рабфаков).
И законы у нас разрабатываются по конкурсу
Депутата Олега Смолина заинтересовал вопрос, кто писал этот закон. Дело в том, что в таком важном деле не участвовал профильный Комитет Госдумы. И Юрий Сентюрин пояснил, что «конкурс выиграла одна из организаций». На вопрос, какая, ответил – Центр законодательных инициатив. Оказывается, и законы у нас разрабатываются по конкурсу. Правда, в работе принимали участие юрфак МГУ, Минкульт, Минобр, ФСБ, МВД, Минздрав…
Может быть, поэтому законопроект получился таким, что понять его даже по признанию депутатов Госдумы невероятно сложно. Зампред думского Комитета по образованию Гаджимет Сафаралиев признался: «Сложно читать этот закон! Ну, не подготовлены к этому наши депутатские мозги!».
Что уж говорить о мозгах рядовых учителей и студентов. А поскольку это – не статьи уголовного кодекса, то и толковать такой закон можно будет как угодно (никто толком не вчитается).
Почему это плохо
Зампред думского Комитета по образованию Виктор Шудегов усомнился в правильности градации колледж-институт-университет. По его мнению, только на Западе колледж означает – высшее образование: «это в Англии колледж – это и высшее, и среднее образование. У нас это – среднее профессиональное. Скоро зазвучит вопрос: это колледж, где готовят бакалаворов?».
Академии понизят в статусе. Естественно, их руководство и студенты будут недовольны. Во что они превратятся, в институты? Не захотят. По мнению Олега Смолина, академии заставляют либо понижать статус, либо присоединяться к университетам. Вливаться в них. А это означает включение режима экономии: произойдет элементарное укрупнение вузов.
Или институты. Либо им придется понижать свой статус до колледжей, либо, если там есть аспирантура, нужно будет или закрывать научные специальности, или искать, под чье бы крыло им спрятаться и войти в качестве структурного подразделения в университет. Это приведет к массовой реструктуризации российской системы высшего образования, - сказал Олег Смолин. «Я вам не гарантирую, что это пройдет без социальной напряженности и даже студенческих волнений».
Отдельная песня – это ликвидация льгот для инвалидов. «Написано, что инвалидов, как и других льготников, предлагается перевести на подготовительные отделения, - сказал Олег Смолин. - Но никто не сказал, в каком объеме они будут финансироваться. Будут ли студентам-инвалидам давать общежития? Никто не оценил, много ли инвалидов смогут оплачивать дополнительный год (им надо будет жить, не работая). Так мы значительно сократим прием студентов с инвалидностью. 29 июня будет специальный президентский совет по этому вопросу. Слухи о том, что инвалиды заполонили все места сильно преувеличены. Их только полтора процента. А чтобы все не шли в МГУ, нужно по отдельным специальностям установить квоты».
Деньги - отдельно, закон - отдельно
Еще важный момент. До сих пор нет нормативов расчета средств, необходимых, например, для ученика малокомплектной сельской школы. Но уже есть проект закона «Об образовании в РФ». Как одно с другим будет соотноситься? В связи с этим Олег Смолин попросил, когда появится ФИНЭК закона (финансово-экономическое обоснование) показать его депутатам.
Что будет с ПТУ
Особая проблема – это удаление из закона «Об образовании» начального профобразования (как уровня образования), в котором занято 6 миллионов человек! В состав экспертного Совета не вошел ни один из представителей этого сектора. Что будет со всеми ПТУ и с детьми, которые все-таки сейчас продолжают в ПТУ получать рабочие специальности, никто не знает.
По мнению Виктора Демина, президента Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директора Красногорского государственного колледжа, новый документ значительно ухудшил прежний закон. «Мы опять выбиваемся из общеевропейской системы квалификаций. Пытаемся выйти на европейские тенденции в рамках Болонского процесса, и в других областях, а в результате уходим от них. Почему разработчики закона решили заменить ПТУ Центрами подготовки. Зачем?»
Виктор Демин предложил найти возможность рассмотреть проблемы начального и среднего профобразования вместе с работодателями.
Впрочем, все не так просто с ПТУ. По словам Виктора Болотова, вице-президента Российской академии образования, «мы делаем вид, что там осваивается стандарт старшей ступени школы. ЕГЭ показывает, что он не осваивается. Ситуация непростая. В то же время, работодателей не устраивает тот разряд, который ребята получают по рабочим профессиям. Мы тратим кучу времени на общеобразовательные предметы, отбирая время от профподготовки. Отменить же получение в ПТУ среднего образования нельзя (у нас теперь обязательное общее образование)».
Проблема в том, что если ПТУ превратить в Центры профессиональной подготовки, то, что мы будем делать с нормой про обязательность общего образования? Делать вид, что его там дают? Или отказаться от того, что с недавних пор декларировано в Конституции?
Новый закон ответа на этот вопрос не дает.
Закон не способствует инновациям
Президент МЭСИ Владимир Тихомиров возмутился тем, что в новом законе нет преемственности от прошлого законодательства. Там нет ни малейших упоминаний об электронном образовании. Единственной формой использования электронного обучения был экстернат, о котором тоже ничего не сказано. А электронное образование - это стратегическое направление в развитии национальных образовательных систем. Тогда надо объяснить, что раз электронное обучение в России никому не нужно, значит, у нас нет информационного общества. Это нужно в законе серьезно дорабатывать.
Сегодня в международных рейтингах российская система образования идет вниз: где-то мы после 60-го места, где-то после 80-го. Сможет ли новый закон приостановить наше падение в этом рейтинге, чтобы мы пошли вверх? Ответа на этот вопрос тоже нет.
Из нового закона должно быть понятно: следует ли Россия Болонскому процессу или нет. Если следует, тогда надо гармонизировать российское законодательство с законодательством стран, подписавших Болонскую конвенцию. Сравнить их. Но «благодаря» нашему новому закону мы будем еще менее узнаваемыми для оценок европейского процесса. Наши параметры оценки качества не сопоставимы с теми, которые существуют в Евросоюзе. Мы сегодня еще в каких-то рейтингах есть, но скоро нас не будет. «Им» нас не понять.
Еще этот закон нужно сравнить с законами об образовании стран – конкурентов России. Развитых и развивающихся стран и тех, кто - в первой десятке. При их сравнении становится понятным, что никакого пересечения с нами нет.
Новый закон ухудшает ситуацию, ухудшает возможности выхода России на конкурентоспособные позиции. Он узаконивает продуцирование российской системой образования неконкурентоспособной рабочей силы.
Нужно широкое обсуждение
Руководство Минобрнауки говорит о необходимости широкого обсуждения закона, который, якобы вывешен на двух сайтах (один из них – www.mon.gov.ru). Найти закон там невозможно, а когда это удается сделать, оказывается, что это - просто туманное изложение общих положений на 20 страницах.
Представить законопроект должны в сентябре. По словам Олега Смолина, «главное заключается в том, что в очередной раз в летние месяцы формально начинается процедура, которая должна была бы происходить, безусловно, когда работающие в образовании люди, а также родители, студенты находятся на рабочих и учебных местах». Иначе закон смогут принять тихой сапой, так же, как не так давно 122-й закон (о монетизации льгот).
Поэтому присутствовашие на заседании думского Комитета пришли к мнению о том, что обсуждение закона «Об образовании в РФ» нужно максимально продлить. А для продолжения работы привлечь как можно более широкий круг экспертов и профессионалов.