Первое, что нужно сказать о грамотности то, что она должна рассматриваться с точки зрения многоуровневости. В статье Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (Энциклопедический словарь) говорится следующее:" под словом "грамотный" обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. е. умеющих только читать". В современном мире понятие «грамотный», на мой взгляд, требует некоторого расширения. Грамотный человек – это человек, умеющий не только читать и писать, но и понимать то, что он читает. Ведь ни для кого не секрет, что все учащиеся выходят из школы с навыком чтения и письма, но только немногие обладают навыком понимания прочтенного и умением излагать свои мысли, как письменно, так и устно. Все чтение и письмо детей сводится к механике, проверка техники чтения и написание диктантов соответственно. Для сочинений, изложений и рассуждений на уроках литературы типа: почему, зачем, как поступили бы вы и т.д. отводится ничтожно малое количество часов. Поэтому смело можно сказать, что со школьной скамьи выходят в большинстве своем полуграмотные ученики, с точки зрения современности.
Вся проблема начинается с первых дней пребывания в школе. Букварный период длится около 2-х месяцев, после которого мы называем детей читающими, хотя уже в этом периоде времени выявляются дети, которые не обладают достаточной скоростью расшифровки символов, обозначающих звуки на письме, что уж говорить о понимании прочтенного. Первый уровень обучения для таких детей остается в неотшлифованном виде, с родительской надеждой «авось потом догонит», «еще наверное мал», «ничего, все оканчивают школу и наш закончит», а также учительскими увещеваниями «ну, такой ребенок», «а что вы хотели - это же ваш сын\дочь», «нанимайте репетиторов», «нужно лучше воспитывать» и т.д. При чем здесь воспитание и умение читать? Неужели учителям известна статистика, говорящая о том, что воспитание напрямую влияет на понимание текста? А вообще, нет ничего удивительного в таких оправданиях, ведь большинство из нас училось чему-нибудь и как-нибудь. И главное ведь не констатировать факт, который и так всем давно известен, а сделать все, что бы изменить этот замкнутый круг. Да-да, не разорвать, а именно изменить, улучшить, заполнить пробелы, сделать обучение целостным, более гармоничным. Ведь на дальнейших этапах обучения ситуация не улучшается, а наоборот ухудшается, кто-то выезжает уже не на знаниях, а на репутации, созданной на первом уровне, кто-то пользуется формулой «зазубрить – ответить – забыть», кто-то выезжает на устных ответах, пользуясь симпатией, далее списывание, копирование чужих мыслей и т.д. способов множество, итог один – полуграмотность.
«Что же делать?», - спросите вы. Основываясь на своем многолетнем опыте никаких сверхестественных рекомендаций не будет, все просто: читая книгу с ребенком, объясняйте ему все, что на ваш взгляд ему непонятно; обязательно спрашивайте, что ему непонятно, тем самым формируя у него умение выражать свои мысли; ни в коем случае НЕ критикуйте, НЕ перебивайте, НЕ смейтесь, а слушайте, давайте подтверждения, развивайте мысль, задавайте вопросы, выражайте сомнения, будьте в диалоге со своими детьми. Проводите обучение постепенно, не переходите на более сложный уровень пока не убедитесь в том, что данный этап усвоен в полной мере. Побольше наглядности, ходите в кинотеатры, театры, парки, различные обучающие семинары и т.д. Если не можете что-либо объяснить ребенку, не пытайтесь подменять понятия или давать ложные сведения, если хотите вырастить грамотного человека, обратитесь к словарям, компетентным людям. Ребенок будет вас больше уважать за правду, чем за ложь.
И так подведем итог:
- Читая, проясняем все непонятые слова и слова, которые, по вашему мнению, могут быть непонятыми ребенком.
- Переходим к более сложному уровню обучения ТОЛЬКО после усвоения данного уровня.
- Максимум наглядности.
Как я и обещала, ничего сверхестественного. Соблюдение этих трех правил избавит вас от многих трудностей. ЖЕЛАЮ УДАЧИ.
Автор статьи: Лилия В. Дыкун