Родители часто думают, что единственная новая задача, которая встает перед первоклассником, – это учеба. На самом деле перед ним встает куда больше разных задач, и справиться со всеми одновременно ребенку нелегко.
О том, как взрослые могут помочь детям адаптироваться к школе, рассказывает психолог Анна Смирнова.
Позаботьтесь о том, чтобы к 1 сентября будущий первоклассник был не только обеспечен всем необходимым для школы, но и представлял, что ему там надо будет делать. Естественно, у малыша могут возникнуть вопросы, на которые важно честно и доступно ответить. Когда в семье есть старшие школьники, они обычно делятся с младшими своим опытом. Если старших детей нет, расскажите ребенку о своих школьных годах сами, почитайте ему книжки, в которых герои ходят в школу.
Явный сигнал тревоги – когда ребенок не хочет идти в школу или на него постоянно поступают жалобы. Это нельзя оставлять без внимания.
Также вас должно насторожить:
Если ребенок заболевает в первые месяцы первого класса. Это может быть реакцией организма на чрезмерную нагрузку или на сильное переживание. Если ребенок вдруг начинает врать (хотя до школы не был в этом замечен). Значит, он не доверяет родителям именно в связи с учебой в школе.
Если не удается разобраться в ситуации самостоятельно, обязательно обратитесь к психологу.
Не стоит ждать, что ваш малыш, словно по мановению волшебной палочки, немедленно превратится из неразумного дошколенка в сознательного школьника, который серьезно относится к учебе, прилежно выполняет задания, да еще и по дому помогает. На привыкание к новому статусу нужно время. Что-то у ребенка поначалу может не получаться.
Часто дети в это время забывают даже то, что умели, – так много жизненных ресурсов у них уходит на приспособление к новым обстоятельствам. Ведь им предстоит не только незнакомая прежде роль ученика, им придется налаживать отношения с новыми людьми – одноклассниками и учителями, осваивать новое пространство, усваивать школьные правила. Все эти задачи наваливаются на первоклашку сразу и отнимают у него огромное количество сил.
Бывает, что к моменту возвращения домой он так устает, что начинает вести себя, как маленький. Особенно трудно тому, кто не ходил до школы в детский сад и не получил опыта так называемой «жизни в системе». Поэтому будьте снисходительны.
Позвольте ребенку расслабиться дома и позаниматься тем, чем он хочет, даже если это занятие, по вашему мнению, недостойно его «солидного» возраста.
В первом классе дети еще нуждаются в постоянном внимании взрослых. Видя, что у ребенка что-то не получается, предложите свою помощь, но не навязывайте ее – ему достаточно знать, что вы рядом и всегда готовы помочь. Разговаривайте о школе. Хороший повод для этого дает совместный сбор или разбор портфеля – лучше опираться на конкретные вещи, чем задавать отвлеченные вопросы, на которые детям обычно нелегко отвечать.
Когда ребенок начнет что-то рассказывать, важно слушать его внимательно, без оценок и наставлений. Можно задавать наводящие вопросы, помогающие ему понять себя и ситуацию. Старайтесь всегда поддерживать положительный настрой, укрепляя в ребенке веру в собственные силы и способности.
Много родительских тревог связано с домашними заданиями. Не пугайтесь, если ваш ребенок долго не может решить элементарный пример. Это для вас он легкий, а малышу для выполнения даже самого простого задания может понадобиться много времени, а для усвоения простейшего правила – много повторений, и это нормально. Ваше спокойствие очень важно, поэтому не «взрывайтесь», не пытайтесь помогать чаду с уроками, если чувствуете себя раздраженно.
Первоочередная задача взрослых – любить и поддерживать своего ребенка, а не требовать от него высоких результатов. Вообще избегайте соблазна сводить всю жизнь школьника к учебе, надо, чтобы ваше общение строилось и вокруг других тем.
Личное мнение. Антон Боглевский:
Важно морально подготовить ребенка к школе. Помочь распланировать день так, чтобы не было переутомления, правильно сочетая нагрузки и отдых. От этого много зависит. И конечно, нужно уделять ребенку время, внимательнее относиться к его жалобам. В первом классе рано отдавать ребенка в кружки и на дополнительные занятия – это будет чрезмерная нагрузка. Его отдых должен быть полноценным. А, например, такие популярные детские развлечения, как компьютерные игры и мультики, это не отдых, а тоже нагрузка, которая не должна занимать больше 30 минут в день.Некоторые дети, поступив в школу, нуждаются в обязательном дневном сне. Предоставьте им такую возможность.
Если возникнут проблемы
Первый класс может неожиданно выявить у ребенка те или иные трудности с обучением.
Чтобы подтянуть отстающие участки мозга и таким образом облегчить ребенку учебную жизнь, понадобится помощь нейропсихолога.
Если у первоклашки не складываются отношения с детьми в классе, необходимо позвать на помощь школьного психолога конфликт может затормозить учебную деятельность. При проблемных отношениях с учительницей родители должны сделать все возможное, чтобы наладить с ней диалог, а если это не получится срочно перевести ребенка в другой класс или в другую школу.
Автор: Юлия Эйделькинд