Под словом "грамотный" обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей "полуграмотных", т. е. умеющих только читать. Для статистики Г. данного народа есть отношение между числом лиц грамотных и численностью всего населения. Отношение это обыкновенно выражается в процентах. Грамотностью, выраженною таким образом, если и не измеряется, то во всяком случае ярко характеризуется степень народного образования. Г. — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она дает возможностьпользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Но возможность не есть еще факт. Г., как показывает ее история, есть только орудие, которым нередко пользуется та или другая временно господствующая партия для пропаганды в народе своих идей. Чему и как служит Г. — это зависит от дальнейших условий, в которые доставлено народное образование данной страны (см. Образование). Степенью распространения Г. в данном народе характеризуется степень участия всего народа в умственной жизни человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и народы неграмотные участвуют и участвовали, хотя и в незначительной мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества. Грамотность данного народа в данный момент не есть величина устойчивая и постоянная. Накопление грамотных затемняется более или мене рецидивизмом безграмотности (см.), который, по крайней мере в Западной Европе и даже в России, не может быть, впрочем, отнесен к явлениям распространенным.
Существует несколько способов, с помощью которых можно составить себе более или менее точное понятие о числе грамотных в данное время и в данной стране. Способ наиболее полный и точный — поголовная перепись всего населения. Цифры, полученные таким способом, наиболее близки к истине и ошибочны лишь постольку, поскольку подвержена ошибкам сама перепись. При собирании сведений о числе грамотных по народной переписи, общей или частной, иногда отмечают отдельно полуграмотных. Так, русские статистики, исследовавшие во второй половине 1880-х гг. Иркутскую губ., нашли, что полуграмотных приходилось от 27,3 до 50,9% общего числа грамотных; в местностях глухих это отношение еще менее благоприятно. Но и по народной переписи установить точно цифру людей грамотных можно лишь с известною осторожностью. Иногда к числу неграмотных относят и детей дошкольного возраста, вследствие чего % неграмотных в данной стране значительно увеличивается. При определении степени распространения Г. должна быть исключена из вычислений та часть населения, которая, в силу какого-либо физического недостатка, неспособна к обучению грамоте. Сюда относятся, напр., идиоты, а также слепые, глухонемые и пр., Г. которых поставлена в исключительные условия и должна рассматриваться особо, как не характерная для всего населения. Наконец, для более полной и точной характеристики распространения Г. среди населения из общего числа грамотных выделяют еще учащихся (детей школьного возраста). Статистические исследования распространения Г. произведены путем переписи далеко не везде даже в Европе. Одно из важных неудобств этого способа исследований заключается в том, что переписи производятся через весьма значительные промежутки времени; сведения, собранные при этом, сильно запаздывают, и наблюдать по ним поступательное движение грамотности из года в год невозможно. Другие, косвенные способы исследования дают относительное представление о распространении Г., а также позволяют судить о поступательном ее движении. В прямой связи со степенью Г. данного народа находятся число начальных школ и учащихся в них (детей и взрослых обоего пола). Большее распространение школ и значительное число учащихся в них заставляет предполагать и большее распространение Г. С другой стороны, однако, из начальных школ не все выходят грамотными; значительный % не оканчивает курса, особенно в тех странах, где не введено обязательного обучения. Сравнивая число детей, посещающих школу, с числом детей (школьного возраста), не посещающих и не посещавших ее, мы можем получить лишь некоторое понятие даже о распространении Г. в возрасте 7-14 лет. Слабым пунктом этого способа вычисления является также не везде одинаковое определение школьного возраста, который считается в одних странах от 7 до 14, в других от 8 до 13 или 6-15 и т. д. Точное число детей того возраста, который считается школьным в данной стране, может быть найдено тоже лишь путем переписи населения; между тем, в большинстве случаев оно получается не путем исследования, а путем вычисления, основанного на таблицах движения населения и распределения его по возрастам (для России — Буняковского и более новые Борткевича). Пользуясь этими таблицами, следует принимать в расчет продолжительность курса начальной школы в данной стране. Очевидно, чем короче курс школы, тем большее число детей пройдут через нее. Определив по таблицам количество детей школьного возраста в России, находим, что из всех детей этого возраста попадало в школу в 1886 г. в Виленском учебном округе — 9,6%, Харьковском — 11,7%, Киевском — 12,3%, Оренбургском — 13,2%, Сибирском — 15,3%, Казанском — 16%, Московском — 16,2%, Одесском — 18%. Так как школьн. возраст считается в России от 7-14 лет, а курс начальной школы — 3 года и меньше (школы грамоты и церковноприходские), то вышеприведенные цифры должно увеличить в 2 или в 21/3 раза, чтобы определить, какое количество детей лишено возможности в данной стране обучаться грамоте [См. ст. Н. Рубакина, "Начальное образование в Европейской России по данным официальной статистики" ("Образование" 1892, № 11).] Чтобы исключить из вычисления эту спорную и условную величину — "школьный возраст", сравнивают число учащихся с количеством всего населения страны. Приводим наглядную таблицу (№ 1), показывающую отношения этих величин (заимствуем ее из "Report of the Commissioner of education for the year 1888-89", Вашингтон, 1891); некоторые цифры таблицы обновлены нами.
Начальное образование в Европейской России по данным официальной статистики" ("Образование" 1892, № 11)]. Затушеван % учащихся."
№ 1. Отношение числа учащихся к населению в разных странах [См. ст. Н. Рубакина, "Начальное образование в Европейской России по данным официальной статистики" ("Образование" 1892, № 11)]. Затушеван % учащихся.
1) Саксония: 20,7%, Н — 3.182.003, У — 658.809; 2) Пруссия: 19,5%, Н — 28.318.470, У — 5.530.539; 3) Германия: 18,4%, Н — 46.855.704, У — 8.621.450; 4) Швейцария: 17,5%, Н — 2.957.527, У — 515.949; 5) Финляндия: 17,4%, Н — 2.203.358, У — 384.480; 6) Вюртемберг: 17%, Н — 1.995.185, У — 338.620; 7) Бавария: 16,3%, Н — 5.420.199, У — 885.545; 8) Англия — Валлис: 16, 3%, Н — 27.870.586, У — 4.553.751; 9) Великобритания: 16%, Н — 36.707.418, У — 5.874.834; 10) Шотландия: 15,6%, Н — 3.949.393, У — 615.498; 11) Швеция: 15,1%, Н — 4.734.901, У — 713.680; 12) Франция: 14,7%, Н — 38.218.903, У — 5.626.164; 13) Ирландия: 14,4%, Н — 4.887.439, У — 705.585; 14) Голландия: 14%, Н — 4.450.870, У — 625.565; 15) Норвегия: 13%, Н — 2.024.000, У — 264.837; 16) Австрия: 12,9%, Н — 23.447.192, У — 3.307.723; 17) Австро-Венгрия: 12,3%, Н — 40.946.215, У — 4.984.740; 18) Венгрия: 11,5%, Н — 16.941.023, У — 1.947.012; 19) Дания: 11,5%, Н — 2.108.000, У — 241.935; 20) Бельгия: 10,6%, Н — 5.947.743, У — 632.669; 21) Испания: 10,6%, Н — 17.358.404, У — 1.843.183; 22) Италия: 10,5%, Н — 30.260.065, У — 3.190.436; 23) Болгария: 8,9%, Н — 3.154.375, У — 280.280; 24) Греция: 6,4%, Н — 2.200.00, У — 140.155; 25) Турец. имп.: 5,1%, Н — 7.944.375, У — 406.751; 26) Португалия: 5%, Н — 5.070.000, У — 253.770; 27) Сербия: 2,7%, Н — 1.937.172, У — 52.303; 28) Россия (европ.): 2,6%, Н — 85.395.209, У — 2.268.363; 29) Турция: 2,6% (собствен. Т.), Н — 4.790.000, У — 126.471; 30) Румыния: 2,4%, Н — 5.500.000, У — 132.958.
Весьма распространенный способ судить о Г. данного народа — это исследование Г. новобранцев. При этом сопоставляется общее число новобранцев с числом грамотных из них. Этот способ в тех странах, где введена всеобщая воинская повинность, во многих отношениях весьма удобен. Новобранцы выходят из разных слоев населения и из разных областей государства; кроме того, призывы новобранцев совершаются периодически, из года в год. Но у этого способа есть и существенные неудобства. Во-первых, он оставляет совсем в стороне Г. женского населения страны, а во-вторых, как и предыдущий способ, касается лишь Г. одного слоя населения — именно, соответствующего призывному возрасту. Сопоставление числа грамотных рекрут с числом грамотных во всей стране, добытым путем всеобщей переписи, показывает, что цифры эти далеко не совпадают, а именно:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | Из 100 рекрутов не | По переписи, на 100 чел. |
| | умеют ни читать, ни | не умеют ни читать, ни |
| | писать | писать |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Франция | (1871) | 19,7 | (1872) | 36,9 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Австрия | (1880) | 39,1 | (1880) | 44,5 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Венгрия | (1884) | 45,0 | (1880) | 57,1 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Италия | (1882) | 47,1 | (1881) | 67,3 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Сербия | (1881) | 79,3 | (1877) | 93,3 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из этой таблицы видно, что % грамотных рекрут выше % грамотных во всем населении. Этого вывода не ослабляет то обстоятельство, что годы переписей и призывов не совпадают: развитие Г. не идет слишком быстрыми шагами, к тому же разница в годах, взятых нами, не велика. На понижение % грамотных во всей стране оказывает большое влияние низкий уровень Г. женщин. Впрочем, несмотря на вышеуказанные неудобства, исследование Г. рекрут остается способом наиболее распространенным для составления некоторого понятия о Г. в данной стране. Цифры, полученные таким путем, показывают, чтоГ. данного народа не может быть выше, а напротив — ниже Г. рекрут (см. табл. 2, составленную на основании официальных изданий различных государств и книги Левассёра, "La statistique de renseignement primaire", Рим, 1892).
№ 2. Таблица относительной грамотности рекрутов. (Затушеван % неграмотных).
1) Саксония 0% (1888-91). 2) Бавария 0% (1888-91). 3) Баден 0% (1888-91). 4) Гессен 0,12% (1888-91). 5) Швеция 0,2% (1888-91). 6) Германская имп. 0,6% (1888-89). 7) Пруссия 0,8% (1888-91) 8). Швейцария 0,8 (1888-91). 9) Голландия 7,3% (1888). 10) Франция 9.4% (1888). 11) Бельгия 16% (1891). 12) Австрия 30,8% (1888). 13) Венгрия 36% (1888-91). 14) Италия 42% (1889). 15) Европ. Россия 68,9% (1887)
1. Н — означает народонаселение, У — учащиеся в школах.
2. Числовые данные для России относятся к 1886 г. ("Сборник Свед. по России" 1890 г.). Остальные данные относятся к 1887 г. и взяты из "Report of the Commissioner of Education for the year 1888-89".
Есть еще способ суждения о распространении Г. в данной стране — это исследование Г. лиц, вступающих в брак. Этим способом пользуются в особенности в тех странах, где не введена всеобщая воинская повинность. Он представляет то удобство, что подвергаются исследованию лица обоего пола, разных сословий, разных возрастов и исповеданий и т. д. Все вышеуказанные способы суждения о распространении Г. (кроме первого, т. е. переписи), не имея значения абсолютного, имеют, несомненно, весьма ценное значение относительное. Чем грамотнее страна, тем больше грамотных мы встретим и среди призывных, и среди вступающих в брак, а также тем больший % учащихся [В наиболее грамотных государствах % учащихся несколько больше % детей школьного возраста.]. Сравнивая такого рода данные, относящиеся к одному какому-либо времени, но к разным странам, мы получаем возможность судить об относительной грамотности этих стран в данное время. Сопоставляя же эти данные за какой-либо период, мы получаем возможность судить о быстроте хода распространения Г. в народе. Таблица № 3 дает возможность судить как об относительной Г. разных стран, так и о ходе распространения ее.
№ 3. Ход развития грамотности рекрут (на оси ординат отложены % неграмотности рекрут, на оси абсцисс - год призыва).
А. — Азиатская Россия; В. — Привислянский край; С. — Вся Россия; D. — Европейская Россия; E. — Австрия; F. — Франция; G. — Голландия; Н. — Бавария (для кривой Е. % показаны справа, для остальных слева).
№ 4. Проценты грамотных: а) рекрут (умеющих по крайней мере читать, в) женихов (подписавших брачный договор) и с) невест и д) число учеников в начальных школах.
Таблица № 4 показывает относительное значение различных методов исследования Г. (последняя таблица заимствована из соч. Левассера: "La population française. Histoire de la population avant 1789 et démographie de la France comparée à celle des autres nations au XIX siècle" (т. II. Пар., 1891). На таблице № 3 видно непрерывное падение кривой во всех странах, за исключением случайного уклонения ее в Италии (в 1887 г.) и заметного ее колебания в России. Единственное исключение на материке Европы представляет Привислянский край, где % неграмотных с 1880 года постепенно возрастает. Обращает на себя внимание быстрое падение кривой в Баварии в 1875-76 гг. Таблица № 4 показывает, что кривая грамотных женихов почти совпадает с кривою рекрут, оставаясь, впрочем, несколько ниже ее. Кривая грамотных невест везде ниже, но показывает некоторое стремление приблизиться к первым двум. Достойно еще замечания, что уклонения кривых вниз и вверх совершаются одновременно под влиянием общих условий.
Некоторые авторы присоединяют к вышеуказанным способам исследования Г. еще один, именно, изучают Г. лиц, осужденных за разные преступления, на том основании, что преступники обоего пола выходят из всех сословий, возрастов и положений. Но этот способ не может считаться пригодным, так как преступления распределяются по местностям (селам, городам), по возрастам и сословиям далеко не равномерно; затем, есть целые категории преступлений, которые доступны лишь грамотным (напр., подделка подписей); наибольший % преступлений падает на промышленные центры и города, которые отнюдь не характеризуют собою всей страны.
Распространение грамотности крайне неравномерно как между различными слоями одного и того же народа, так и между различными народами, оно зависит, во-первых, от географических условий, в которых живет данный народ. Внешний вид поверхности, климат, характер растительности и фауны и вообще географическая обстановка страны, делающая народ то кочевником-пастухом, то охотником, то земледельцем, создает условия то благоприятные, то неблагоприятные для распространения Г., а также оказывает сильное влияние и на развитие потребности в ней. Статистик В. Григорьев в своем исследовании Иркутской г. (1889 г.) показал, что наименьшее число грамотных и учащихся встречается в тех местностях, где наиболее развито скотоводство.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| На сто душ обоего пола |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| у русских | у бурят |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Голов скота (в переводе | Грамотных и | Голов скота (в переводе | Грамотных и |
| на крупный) | учащихся | на крупный) | учащихся |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| До 100 | 6,6 | До 200 | 5,2 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| От 100 до 150 | 6,7 | От 200 до 250 | 3,3 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| свыше 150 | 6,5 | свыше 250 | 3,1 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из этой таблички видно, что отношение между развитем Г. и скотоводством, мало заметное у русских, выражается у бурят резко и вполне отчетливо, так как скотоводство в их экономической жизни играет роль несравненно более видную. Причиною этому, по словам г. Григорьева, являются удобные для скотоводства обширные степи, удаленность от торгово-промышленных центров и вообще та изолированность, которая является всегда характерной для скотоводческого населения. В том же смысле отражается на распространении грамотности и занятие охотой, которая как организованный промысел может существовать лишь в лесистых, глухих местах, малонаселенных и удаленных от торгово-промышленных центров. Громадность расстояния между населенными пунктами, слабое развитие сношений также отрицательно отражается на развитии Г. Напр., по исследованию сибирских статистиков, по мере приближения к Иркутску, центру промышленной и духовной жизни Восточной Сибири, % грамотных среди старожилов правильно повышается, достигая в Иркутском округе 6,5%, в самом удаленном — 5,2%. Там же волости притрактового района дают 7,9% грамотных и учащихся, волости же, лежащие вне трактов, — только 5,7%. На развитие Г. действует и климат, хотя влияние его проявляется крайне разнообразно. Длинные зимы и долгие вечера в Финляндии, Швеции и Норвегии при отсутствии полевых работ, по замечанию Левассера, вероятно, отражаются благоприятно на развитии Г., хотя связь между климатом и ею еще не разрабатывалась статистически.
Этнографический состав населения также не остается без влияния на развитие Г., хотя это влияние довольно трудно проследить и выразить цифрами, так как для сравнения необходимо брать две народности при прочих условиях более или менее одинаковых; между тем, в огромном большинстве случаев при смешанном этнографическом составе одна какая-либо народность преобладает и экономически, и политически, учение идет на языке официально признанном и т. д. В Казанской губ. большинство татар умеет читать и писать по-татарски, но в русской грамоте познания их весьма слабы. Во всем Кузнецком уезде Саратовской губ. земской статистикой зарегистровано всего 69 чел. татар, знающих русскую грамоту (или 4,6% всех грамотных татар мужчин). Малое распространение грамоты в белорусских губерниях и в Польше находит себе объяснение в том, как поставлено там официально преподавание. В "Сборн. статистич. сведений по Саратовской губ." т. Х и XI (Кузнецкий и Камышинский уу.) находятся интересные данные о распределении Г. между различными племенами, населяющими эти уезды. Заимствуем оттуда следующую поучительную табличку, относящуюся к Кузнецкому уезду:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Великороссы | | | |
| Племена и разряды | Татары |________________| Смешан. | Мордва | Чуваши |
| | | а) бывш. | б) бывш. | | | |
| | | государ. | помещ. | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Число семей с грамотными и
учащимися | 1579 | 842 | 2579 | 241 | 409 | 34 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| % их к общему числу семей | 40,8 | 35,1 | 22,5 | 19,2 | 10,7 | 7,0 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Число семей с учащимися | 884 | 202 | 555 | 115 | 170 | 1 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| % их к общему числу семей | 22,8 | 8,4 | 4,8 | 9,4 | 4,2 | 0,2 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Число грамотных | 1513 | 853 | 2885 | 217 | 341 | 37 |
| | Муж. |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | % их к общ. числу | 12,7 | 13,9 | 9,6 | 5,8 | 2,7 | 2,8 |
| | | мужчин | | | | | | |
| Грамотные |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Число грамотных | 390 | 311 | 119 | 43 | 9 | 0 |
| | Жен. |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | % их к общ. числу | 3,4 | 4,7 | 0,4 | 1,2 | 0,07 | 0,0 |
| | | женщин | | | | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Из 100 грамотных сколько женщин | 20,5 | 26,7 | 4,0 | 16,5 | 2,6 | 0,0 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Число учащихся | 1063 | 216 | 591 | 145 | 193 | 1 |
| | Мальч. |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | % их к общему числу | 8,9 | 3,5 | 2,0 | 3,9 | 1,5 | 0,07 |
| | | мужч. | | | | | | |
| Учащиеся |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | Число учащихся | 302 | 31 | 60 | 28 | 1 | 0 |
| | Девоч. |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | | % их к общему числу | 2,6 | 0,5 | 0,2 | 0,8 | 0,01 | 0,00 |
| | | женщ. | | | | | | |
|---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Из 100 учащихся сколько девочек | 22,1 | 12,6 | 9,2 | 16,2 | 0,5 | 0,0 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из этой таблички видно, что по числу семей с грамотными первое место принадлежит татарам (татарская Г.), второе — великороссам (причем очень крупная разница оказывается между бывшими государственными и бывшими помещичьими крестьянами, до 1861 г. стоявшими в особенно неблагоприятных условиях обучения), третье — крестьянам разноплеменных общин с преобладанием татар, четвертое — мордве и пятое — чувашам. Исследование Г. в Камышинском уезде также показывает крайне неравномерное распределение ее между племенами. Так, % грамотных и учащихся обоего пола у немцев (колонистов) равняется 71,5, тогда как у малороссов он составляет всего 9,2, у великороссов 10,8 и у смешанных 12,9. Крайне малое распространение Г. среди мордвы и чуваш и большое ее распространение среди немцев вряд ли может объясняться чем-либо иным, как низким культурным уровнем первых двух племен и относительно высоким уровнем последнего. Если относительная Г. татар (на татарском языке) объясняется отчасти влиянием религии, то это объяснение к немцам совсем не приложимо, так как среди них распространена не только немецкая Г., но и русская. Напр., самою грамотною частью населения С.-Петербургского у. оказываются немцы, у которых почти все население, вступившее в школьный возраст или перешедшее его, либо грамотно, либо учится. Изучая так тщательно русскую грамоту, немцы не оставляют и немецкой. Вообще инородческий элемент понижает % Г., а немецкий повышает его. Взяв данные о грамотности в уездах со смешанным по народностям населением (вся Саратовская губ., Бугульминский уезд Самарской губ., Малмыжский уезд Вятской губ., Мариупольский у. Екатеринославской губ.) и вычисляя % грамотных для каждого пола, получаем:
----------------------------------------------------------------------------------
| | Мужчин | Женщин |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Немцы | 64,7 — 66,6 | 60,1 — 67,3 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Евреи | 48,7 | 7,6 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Малороссы | 19,1 | 1,2 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Великороссы | 11,7-15,1 | 1,1-1,6 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Татары | 5,3-15,7 | 3,4-4,0 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Мордва | 3,3-7,3 | 0,2-0,4 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Вотяки | 2,0-3,6 | 0-0,1 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Чуваши | 1,5-5,4 | 0,1-0,1 |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Черемисы | 1,4 | 0 |
----------------------------------------------------------------------------------
Влияние разноплеменного состава на распространение Г. может быть и косвенное. Известны случаи, когда такой состав населения побуждал некоторые правительства усиленно заботиться об устройстве школ как орудия ассимиляции различных национальностей, входящих в состав государства. В одних случаях, как, напр., в Пруссии во времена Фридриха Великого, такая политика дала некоторые результаты, но в других она отражается на развитии Г. отрицательно, как это и видно на приложенной таблице, где одна из начертанных кривых безграмотности в течение нескольких лет идет на повышение (таблица № 8). С другой стороны, разноплеменный состав затрудняет устройство школ и тем препятствует распространению Г. Характер рас также обусловливает собою развитие Г. Язык народа, влияя на алфавит, затрудняет или облегчает изучение грамоты. Так, сравнительно слабое распространение грамоты в китайском народе в значительной степени объясняется трудностью изучения ее для массы. Способность к усвоению Г. разными народами до настоящего времени служит предметом спора между учеными. Правда, вряд ли можно сомневаться, что папуасам, напр., всякая наука, а в том числе и грамота, дается с большим трудом, чем европейцу; но значение врожденной способности или неспособности вообще сильно преувеличивается. Кажущаяся невосприимчивость дикарей к обучению в значительной степени объясняется не отсутствием способностей, а иным направлением их. О способности низших рас к обучению свидетельствуют многие исследователи.
Весьма значительное влияние на распространение Г. оказывает религия. Духовенство было первым устроителем школ и распространителем Г. Евреи устраивают школы при синагогах, мусульмане — при мечетях (медресе и мектебе). Молодым католикам хотя и приходится учиться читать, чтобы изучать катехизис, но нередко преподавание религии ведется у них устно (проповедь и уроки священника, исповедь). По мысли протестантизма, общение с Христом обязывает к непосредственному ознакомлению верующего с книгами св. Писания. Отсюда требование, чтобы верующие были грамотны. Протестант, не знающий грамоты, не допускается к причастию и конфирмации. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...