Есть древняя притча о молодом, но старательном ученике, который пришел к Учителю и спросил его: «Если я буду много и прилежно работать, сколько времени мне понадобится для того, чтобы познать Дзен?» Учитель подумал и ответил: «Десять лет.» Тогда ученик сказал: «А если я буду работать очень много и стараться изо всех сил, тогда сколько времени мне понадобится?» «Тогда двадцать лет,» — прозвучал ответ Учителя. «Но если я буду работать очень, очень много?» — спросил опять ученик. «Тридцать лет,» — ответил Учитель. «Как же так? Я не понимаю!» — произнес разочарованно ученик. «Каждый раз, когда я говорю, что буду работать больше, вы говорите, что мне понадобится больше времени. Почему?» И Учитель ответил: «Когда один глаз смотрит на цель, остается только один глаз, которые смотрит на путь к ней.»
Именно с этой дилеммой я столкнулась, находясь в американской системе образования. Мы зациклены на конечной цели, будь она в том, чтобы справиться с контрольной, или в том, чтобы на отлично закончить школу. Однако при этом мы не учимся по-настоящему. Вместо этого, мы делаем все возможное, чтобы выполнить нашу изначальную задачу.
Некоторые из вас, наверное, подумают: «Ну и что? Если ты справишься с контрольной, или станешь лучшим учеником выпуска, уж наверное ты чему-то научишься?» Да, безусловно, чему-то ты научишься, но не всему, чему мог бы. Возможно, ты научишься только тому, как запоминать имена, названия и даты, а потом забыть их для того, чтобы расчистить свой разум для следующей контрольной. Школа — не все, чем она может быть. На сегодняшний день это место, находясь в котором большинство людей делают для себя вывод, что их цель – свалить отсюда как можно скорее.
Этой цели я достигла. Я закончила школу. По идее, я должна воспринимать это как положительный опыт, особенно потому, что я лучшая ученица выпускного класса. Однако, оглядываясь назад, я не могу сказать, что я умнее, чем мои одноклассники. Я могу свидетельствовать, что у меня просто лучше получается делать то, что мне говорят, и использовать систему с выгодой для себя. Тем не менее, вот я стою перед вами, и предполагается, что я должна гордиться тем, что прошла этот период индоктринации. Осенью я перейду на следующую ожидаемую от меня жизненную ступень, чтобы получить бумажку, удостоверяющую, что я способна работать. Но я это оспариваю: я — человек, мыслитель и искатель, а не работник. Работник заключен в процессе бездумного повторения своих действий, он – раб созданной до него и для него системы. Но выходит, что я успешно показала себя самым лучшим рабом. Я впадала в крайности, делая то, что мне приказывали. Пока кто-то, сидя в классе, калякал на полях тетради и потом стал великим художником, я прилежно конспектировала и научилась замечательно писать тесты. Пока кто-то другой приходил на занятия с невыполненной домашкой, потому что он был слишком занят чтением на интересную ему тему, я досконально выполняла все. А пока кто-то третий сочинял музыку и писал слова для песни, я взяла дополнительный спецкурс, хоть он мне и не был нужен. И поэтому я удивляюсь – зачем мне вообще нужна была эта награда? Безусловно, я ее заслужила, но что теперь из этого выйдет? Что будет со мной, когда я покину образовательное учреждение: буду ли я успешна или же затеряюсь навсегда? Я понятия не имею, что мне делать в жизни; у меня нет интересов, потому что я воспринимала каждую область знаний только как работу, и я преуспела во всех предметах ради достижения успеха, а не ради того, чтобы что-то узнать.
Джон Тэйлор Гатто, в прошлом учитель, а в настоящее время критик обязательного школьного образования, утверждает следующее: « Мы могли бы поощрить лучшие качества молодости – любопытство, стремление к приключениям, выносливость, способность к удивительным интеллектуальным прорывам — просто гибким отношением ко времени, текстам и тестам, постепенно превращая детей в истинно компетентных взрослых, и, давая каждому ученику нужную ему автономию, чтобы время от времени рискнуть. Но мы не делаем этого.» В этих стенах, мы все считаемся одинаковыми. Нас натренировывают на успешную сдачу стандартных тестов, а те, кто отклоняются от нормы и смотрят на окружающий мир под другим углом, не имеют ценности для образовательного процесса, и следовательно к ним относятся с презрением.
Генри Льюис Менкен писал в журнале «The American Mercury» за апрель 1924 г., что «целью общего образования отнюдь не является вложить в юное поколение знания и пробудить их разум … Не может быть ничего более далекого от истины. Цель … состоит в том, чтобы просто низвести максимальное количество людей до одного и того же безопасного уровня, чтобы вывести общество стандартизированных граждан, чтобы подавить разногласия и оригинальность. Вот в чем состоит эта цель в Соединенных Штатах Америки» (цит.: Гатто)
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, рассмотрим идею «критического мышления». Не кажется ли вам странным само это выражение? Разве можно «некритически мыслить»? Мышление – это процессирование информации с целью формирования мнения. Но если мы это делаем без внутренней критики, думаем ли мы по-настоящему? Или же мы бездумно принимаем на веру чужое мнение?
Именно это происходило со мной. Мне на редкость повезло: моя учительница английского, Донна Брайан, позволила мне подойти к предмету непредвзято и задавать вопросы перед тем, как принимать изложенную в учебниках доктрину, и если бы не она, я бы была обречена. Теперь я, так сказать, увидела свет, но я по-прежнему чувствую, что мой разум хромает на обе ноги. Я должна буду перевоспитать себя, и всегда помнить о том, насколько безумным является это якобы здравое место.
И вот я выхожу в мир, которым правит страх, в мир, который подавляет заложенную в каждом из нас уникальность – в мир, в котором мы можем либо покориться бесчеловечной бессмыссленности корпоратизма и материализма, либо настаивать на переменах. Нас не вдохновляет система образования, которая подспудно готовит нас к выполнению работы, которая может быть автоматизирована и которая никому не нужна — к порабощению без горячего стремления к значимым достижениям. У нас нет жизненного выбора, если основной мотивирующей силой для нас являются деньги. Нашей мотивирующей силой для нас должна быть страсть к любимому делу, но она теряется с того момента, когда мы поступаем в систему, которая тренирует нас, вместо того, чобы вдохновлять.
Но мы больше, чем ходячие книжные шкафы, приученные по команде выдавать вызубренные факты. Мы все особенные, каждый человек на этой планете – так неужели мы не заслуживаем чего-то лучшего? Того, чтобы использовать наш разум для поиска нового, а не запоминания; творчества, а не бесплодной активности; раздумья, а не мысленного застоя? Ведь мы же здесь не для того, чтобы получить вожделенную степень и потом работу, чтобы мы могли потреблять один за другим одобренные индустрией продукты производства, и утешаться этим.
Самое грустное состоит в том, что большинство учащихся не имеет возможности задуматься о происходящем, как это удалось сделать мне. Большинство школьников пропускают через техники промывания мозгов, чтобы создать покорную рабочую силу, трудящуюся в интересах крупных корпораций и правительства с множеством своих секретов; и самое худшее состоит в том, что они понятия не имеют о происходящем. Мне не вернуть этих 18 лет. Я не могу сбежать в другую страну, где система образования просвещает, а не вырабатывает рефлексы. Эта часть моей жизни позади, и я хочу сделать так, чтобы никакой другой ребенок не был лишен своего потенциала и подавлен силами, настроенными на эксплуатацию и контроль. Мы – люди. Мы – мыслители, мечтатели, исследователи, художники, писатели, инженеры. Мы можем быть кем захотим, но только если система образования поддерживает нас, а не удерживает назад. Дерево может расти, только если его корни опираются на твердую почву.
Я обращаюсь ко всем тем, кто вынужден продолжать сидеть за партами и склоняться перед авторитарными идеологиями ваших инструкторов: не теряйте надежды. У вас все еще есть возможность выпрямиться во весь рост, задать вопросы, быть критичными и иметь собственную точку зрения. Требуйте организации учебного процесса, которая бы обеспечила вас интеллектуальными возможностями, расширяющими разум, вместо того чтобы направлять его. Требуйте, чтобы тема занятия была для вас интересной. Настаивайте, что объяснения вроде «этот будет на контрольной» недостаточно. Образование – замечательный инструмент, если его правильно использовать, но концентрируйтесь на получении знаний, а не хороших оценок.
Я не хочу оскорбить тех, кто занят внутри критикуемой мною системы; мое намерение – мотивировать вас. В вашей власти исправить некомпетентность этой системы. Я уверена, что вы стали учителями или школьными администраторами не для того, чтобы смотреть на скучающие лица ваших учеников. Вы больше не можете следовать авторитету руководящих органов, которые говорят вам, чему и как учить, и угрожают наказанием за несоответствие требованиям. На кону стоит наш потенциал.
Тем из вас, которые покидают стены этого учреждения, я хочу сказать следующее: не забудьте того, что происходило в этих стенах. Не оставляйте тех, кто идет по вашим стопам. Мы – новое будущее, и мы разрушим старые традиции. Мы сломаем стены коррупции, чтобы сад знаний рос по всей Америке. Будучи по-настоящему образованными, мы приобретем силы и возможность делать все, что захотим, и самое лучшее состоит в том, что мы будем использовать эту силу для добрых целей, поскольку будем обладать культурой и мудростью. Мы ничего не будем принимать как должное. Мы будем задавать вопросы, и требовать правды в ответ.
Итак, вот моя позиция. Я стою перед вами как лучшая выпускница, но я не одна. На меня повлияла среда и все мои товарищи, которые сейчас смотрят на меня. Без вас я не смогла бы этого добиться. Все вы воистину сделали меня тем человеком, которым я являюсь сейчас. Вы были моей конкуренцией и в то же время моей опорой. И поэтому мы все сегодня лучшие выпускники.
Теперь предполагается, что я попрощаюсь с этим учреждением, с теми кто работает в нем, и с теми, кто стоит со мной и за мной. Но я надеюсь, что это будет не прощание, а скорее что-то вроде «до скорой встречи», когда мы будем работать вместе, чтобы запустить движение за лучшее образование. Но сначала, давайте получим те самые бумажки, которые свидетельствуют о том, что мы достаточно для этого умны!