Вернулась из недельного отпуска и спешу поделиться с Вами.
А как воспитать детей по-царски? Ой-ей-ей, эта задача точно не для простого народа, подумаете вы - и ошибетесь! Царское воспитание - это не горы пирожных, игрушек, дорогих вещей, всего малодоступного и дорогого. Это каждодневный труд любви в деле пестования детей. Это культивирование благородства души.
«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей». Эти слова принадлежат самой богатой женщине России - царице Александре Романовой, матери пятерых детей. Их воспитанием она занималась сама. Считала, что общение с молодыми дамами высшего общества будет портить ее детей, поэтому редко брала их на приемы. Александра Романова не баловала дочек, хотя и горячо их любила.
Она сама заказывала им платья, в одежде царских детей были и парадные мундиры с юбками, которые соответствовали форме полков, которыми руководили великие княжны.
Девочки всегда были одеты одинаково. Пища детей была тоже проста: овсяная каша на завтрак, вареное мясо с картошкой на обед и бесконечный ряд рисовых пудингов и печеных яблок.
Спали на простых жестких койках, утром, по викторианскому обычаю, принимали холодные ванны. История оставила нам фотографии этих комнат. На одной из них мы видим простые железные кровати, обыкновенные ковры… Ничего сверхъестественного. Такой дизайн доступен всем. «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами.
В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, даже самая маленькая деталь, может оказать положительное или вредное воздействие.
Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей», - так писала государыня в своем дневнике.
Великие княжны росли простыми, отзывчивыми и доброжелательными. Цесаревич - мужественным. Его распорядок дня вообще отличался крайней солдатщиной. Мальчик спал на жесткой кровати, под тонким одеялом в прохладной комнате, рано вставал.
Хотя у ребенка была гемофилия, это не помешало царственному отцу посадить маленького сына на лошадь и заняться строевым обучением в полку. Не раз мальчик сбивал свои коленки. Коленки-то не страшны - страшно, что у ребенка кровь не сворачивалась, как у здоровых людей. При малейшей царапине мальчик мог умереть от потери крови.
Дети с малых лет относились к своим подданным по-человечески, без тени царского властолюбия, надменности или гордости. А в неофициальной обстановке не позволяли обращаться к себе высокопарно и церемониально. Они максимально были приближены к простому народу. Их окружали маленькие бедные друзья, русские няни, гувернеры.
Главным для царицы-матери стало ограждение своих чад от разврата и вольностей двора. Даже обучение подвергалось строгой царской критике. Занятия начинались с того, что Александра Федоровна обсуждала с преподавателями план обучения. Так что в детские головки под строгим надзором матери не могло прокрасться ничего темного и дурного.
«Каждая прекрасная мысль, которая приходит на ум ребенку, впоследствии укрепляет и облагораживает его характер» - этой идее и следовала императрица.
Детство царских детей было соткано из добра и света! «Просто преступление - подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными. Очень скоро на их плечи лягут жизненные проблемы. Очень скоро жизнь принесет им и тревоги, и заботы, и трудности, и тяжесть ответственности. Так пусть же как можно дольше остаются они юными и беззаботными. Их детство нужно, по мере возможности, наполнить радостью, светом, веселыми играми» (Александра Романова).
И вместе с тем она приучала детей к самостоятельности. Искореняла всякую беззаботность. Учила делам милосердия. Во время мировой войны она с великими княжнами ассистировала при операциях, ухаживала за ранеными, облегчала муки умирающих.
Царская семья предпочитала не светские увеселения, а тихие семейные вечера, игры с детьми, совместное чтение книг, чаепитие и т.д.
Все государственные дела вечером оставлялись за порогом. «Одно из несчастий современного общества в том, что тихие семейные вечера предпочитаются балам и увеселениям» - так сокрушалась государыня о своих подданных.
Мать учила детей заботиться друг о друге. Учила бояться обидеть кого-либо. Представьте, больше всего дети боялись не наказания, нет, а полусловом обидеть родителей!
Романова усиленно пеклась о своих девочках. Общаясь с ними каждый день с глазу на глаз, она еще и переписывалась со старшими. Причем на английском языке. Обо всем, что интересовало: о маленьких глупостях, о больших надеждах и даже о предмете девичьей влюбленности.
Представляете, какое у дочерей было доверие к матери! «Все, что волнует ее ребенка, для настоящей матери должно быть самым интересным на свете!» Александра писала, что любовь - это каждодневный труд над собой. В семье недопустимо проявлять грубость, раздражение, обидчивость, эгоизм. Этому она учила своих детей.
Кстати, в дневнике царицы можно найти множество мудрых советов, как воспитать деток добрыми и отзывчивыми. По-царски.