"Специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", - такое определение до сих пор давали дислексии специалисты. По результатам недавнего эксперимента итальянские психологи сделали вывод: дислексия начинается задолго до обучения чтению, и ее истинные корни — в нарушении концентрации внимания.
На дислексию как на отдельное заболевание обратили внимание в конце 60-х годов прошлого века. Дети, страдающие этим нарушением, могли быть умными и способными, иметь хорошую память. Их трудности начинались в процессе обучения чтению и письму. Кто-то учится читать быстро, кто-то медленнее, некоторые дети словно от рождения растут грамотными, а кто-то до старости пишет с ошибками. Но большинство даже малограмотных людей совершает логические ошибки: пропускает "немые" буквы, пишет слово так, как оно слышится и тому подобное. У дислексиков трудности совершенно иные: им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Поэтому ошибки, которые делают страдающие дислексией ученики, обычному человеку кажутся причудливыми. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы или целые слоги, но могут менять их местами, пытаться читать справа налево или даже "вверх ногами".
Кроме того, дислексики часто путают правую и левую стороны. До семи-восьми лет, говорят специалисты, эти признаки не являются отклонением. Но если в более позднем возрасте трудности не проходят — это уже серьезный повод пройти обследование.
Причины дислексии — предмет пристального изучения неврологов. На данный момент известно, что в основе дислексии лежат нейробиологические нарушения. Задняя часть левой средней височной извилины у дислексиков работает хуже, чем в норме. Структура мозговой ткани у людей с этим нарушением также имеет свои отличия: в задней части средней височной извилины слева у них обнаружены зоны пониженной плотности. Предполагается, что склонность к дислексии имеет наследственную природу.
В остальном дети-дислексики могут быть прекрасно развиты. Воспринимая информацию на слух, они хорошо усваивают новые знания. Более того, пытаясь компенсировать свой недуг, они порой развивают великолепную память. Специалисты часто отмечают ярко выраженные творческие способности дислексиков.
Но трудности, которые порождает дислексия, огромны. Во-первых, без коррекции специалистов ребенок рискует не научиться нормально читать и писать. Последствия этого во взрослой жизни очевидны: такому человеку практически невозможно будет получить образование, профессию, да и в принципе будет трудно существовать в мире, где большая часть информации уже давно передается письменно.
Из-за проблем в школе у детей возникает комплекс неполноценности. Многие годами скрывают недуг от родителей. Не осознавая, что их особенность похожа на болезнь, дети считают себя ленивыми, глупыми, неспособными. У учеников с дислексией нередки проявления заниженной самооценки и даже депрессии.
Ранее выявление дислексии позволяет сгладить многие проблемы: сейчас в больших городах существует множество курсов и центров для дислексиков, где им помогают успешно "встроиться" в общество и компенсировать проблемы в обучении. Психологи из университета Падуи (Италия) задались вопросом, возможно ли выявить дислексию в раннем возрасте, еще до начала учебы в школе. Они наблюдали за группой детей в течение трех лет — со старшей группы детского сада и до второго класса школы.
Еще до начала обучения чтению специалисты проверяли ребятишек на способность управлять зрительным вниманием и отделять важную информацию от несущественной. Позже исследователи тестировали их кратковременную устную память, способность распознавать написанные слоги, проверяли, насколько быстро ребенок может узнать и назвать цвет. В период обучения в школе психологи следили за успехами детей в чтении.
Вывод итальянских исследователей оказался неожиданным: дислексия связана не с нарушением зрительного восприятия, а прежде всего с неспособностью к концентрации визуального внимания. Наблюдая мозг дислексика при чтении при помощи фМРТ, ученые обнаружили патологическую активность, которая мешает правильно распознавать написанное. До сих пор врачи, изучающие происхождение дислексии, концентрировались на возможных нарушениях языковых навыков и возможных повреждениях отделов мозга, что отвечают за речь.
Результаты этого исследования сотрудники Университета Падуи представили в журнале "Current Biology". Исследование итальянских специалистов в перспективе имеет большое значение. Знание нейробиологических признаков дислексии могло бы помочь диагностировать ее еще до обучения ребенка чтению и письму. Это повысило бы эффективность коррекции и уменьшило бы страдания, которые доставляет детям их недуг.