Главная Обратная связь
ГлавнаяДислексия DislexiaДисграфия DysgraphiaСДВГ ADHDДеятельность центраСОИдиоты???КонтактыВидео позитив

 

Сесиль Лупан

дислексик

Новости

04.05.2013 :: Хоумскулеры.

Хоумскулеры.

12 декабря 2011 - Наталья Геда

article1.jpg

Наверное, никто уже сейчас не сможет сказать со всей ответственностью, когда именно в жизнь родителей детей школьного возраста исподволь вошло и постепенно там обосновалось очередное нерусское слово «хоумскулинг». Возможно, это произошло после перевода на русский язык книги Ивана Иллича «Освобождение от школ» (Москва, «Просвещение», 2006). А может, еще раньше, и сама публикация книги стала возможной лишь на волне интереса к теме — теперь, наверное, уже никто не скажет со всей определенностью. Однако сейчас уже можно сказать, что слово вошло в обиход и прижилось, и  породило русскоязычный аналог-кальку, «домашнее обучение» — термин пусть и не совсем не совсем корректный с точки зрения российского законодательства (которое оперирует термином «семейное образование»), но более предметно отражающий если не суть, то хотя бы содержание процесса.

Теперь уже родительской общественности известно, что хоумскулинг, или домашнее обучение — это такая форма получения образования, при которой ребенок учится не в школе, а дома, и ответственность за то, чтоб это образование соответствовало государственным стандартам, несет не педагогический коллектив школы, а сами родители ребенка.

Как правило, для большинства родителей интерес к домашнему обучению заканчивается в тот самый момент, когда они узнают, о чем идет речь. В самом деле, на первый поверхностный взгляд идея домашнего обучения может показаться родителям, привыкшим к системе условно-бесплатных государственных образовательных услуг, довольно абсурдной и нелепой.

В самом деле — ведь разве не в интересах детей создана система обязательного государственного школьного обучения? Разве не является для каждого из них школа той самой «путевкой в жизнь», без которой вхождение в нее попросту невозможно? Разве не школьная система представляет для всех детей равные возможности для дальнейшего старта карьеры? Где, как не в школе дети получат все необходимые для этого знания; где, как не там  же, они учатся дружить со сверстниками, общаться со взрослыми, взаимодействовать с противоположным полом? Как могут родители заменить педагогов, с которыми они никогда не смогут сравниться ни опытом, ни знаниями?

Зачем пренебрегать уже созданной средой для получения образования — и в буквальном смысле слова «вставать на уши», чтобы организовать заведомо менее удобную среду у себя дома? Кому надо тратить на это деньги, силы и время?

Действительно, кому?

Мнение № 1: домашняя форма обучения необходимо только для больных детей, или детей-аутистов, неспособных вписаться в школьный коллектив.

Это мнение имеет под собой определенные основания: в самом деле, обучение физически нездоровых детей на дому практикуется не один десяток лет и является делом вполне привычным. Однако эта форма обучения не тождественна хоумскулингу: под домашним обучением больных детей подразумевается заочная форма школьного обучения, при котором ответственность за образование детей несет школа. Эта форма получения образования предполагает посещение ребенка учителями, которые дают ему уроки по всем предметам на дому. Между тем хоумскулинг никак не равен такому государственному варианту домашнего обучения: это иного рода образовательная система, целью которой является выработка у ребенка навыка самообразования на материале государственной программы и  более широкого спектра знаний. Такая система может быть полезной и для нездоровых детей — но предназначена она для всех детей, желающих получить более глубокие и систематические знания, чем в школе. Что касается детей-аутистов, то для них хоумскулинг может быть вполне подходящей формой обучения — однако среди хоумскулеров аутистов куда меньше, чем в обычной школе. Если сравнивать социализованность домашних детей и детей, обучающихся в школе, то сравнение бывает обычно не в пользу последних. Дело в том, что домашнее обучение позволяет сделать особый акцент на воспитании личности, на построении правильной коммуникации между взрослыми и детьми — на что при школьном обучении обычно просто не хватает времени. Кроме того, имея меньше контактов со сверстниками, и имея много интересов, помимо молодежного общения, дети-хоумскулеры бывают гораздо более разборчивыми в своих личных связях и более способными на настоящую, преданную дружбу, основанную на сходстве интересов и целей, а не на самоутверждении, внутренней пустоте или скуке, что, увы, довольно часто бывает свойственно для школьных содружеств.

Мнение № 2 (вариант Мнения № 1): домашнее обучение подходит для особенных детей — самых слабых или самых сильных (даже школьные учителя готовы признать таковыми 10% учеников «снизу» и 10% «сверху»).

Вне всякого сомнения, для таких детей домашнее обучение просто-напросто показано — если, конечно, родители оказываются достаточно сознательными, чтобы это признать и сделать все для того, чтобы обеспечить ребенку подходящий учебный процесс. Для слабого ученика хоумскулинг — это шанс нормализовать свои отношения с обучением, что вполне реально в спокойной домашней обстановке, где нет постоянного стресса нахождения в коллективе и есть возможность овладевать учебным материалом в своем собственном темпе, никуда не торопясь. Главное для родителей слабого ученика — спокойно признать факт того, что ребенок не успевает и, вместо того, чтобы усиливать его стресс постоянным недовольством и попреками, помочь ему, встав на его сторону и изменив форму обучения. Что касается сильных учеников, то для них именно вариант домашнего обучения часто является максимально подходящим: находясь дома, такой ребенок может успевать гораздо больше, чем в школе, охватывать значительно больший объем материала и еще иметь время для получения знаний сверх программы. А для детей, одаренных в области спорта или искусств, домашнее обучение дает прекрасную возможность овладевать школьной программой в любое свободное время, остающееся от их основных занятий. То есть — безусловно, для нестандартных детей домашнее обучение вообще является идеальным форматом обучения. Однако нет никаких оснований считать, что формат домашнего обучения не может быть интересен для родителей обычных детей, без видимых проблем обучающихся в общеобразовательной школе. Дело в том, что общеобразовательная школа в целом ряде случаев дает выпускникам не столько реальный набор знаний, сколько их видимость. Выпускники общеобразовательных школ, сплошь и рядом, умеют читать — но не понимать смысл прочитанного, умеют повторять прописанные в учебниках мнения — но не мыслить самостоятельно, умеют писать — но не выражать свои мысли корректно и грамотно, умеют считать — но не улавливать смысл и логику в окружающих процессах. Причиной низкого качества школьного образования является сосредоточение внимания педагогов на выработке инструментальных навыков — чтения, письма, счета, и  трансляции на аудиторию определенного объема информации, без анализа качества понимания этой информации. Практика показывает, что образование не бывает полным без формирования стойкого интереса к учебе и  получения навыка постоянного самообразования. А ни того, ни другого школьная система, как правило, не дает — учиться самостоятельно человеку приходится самому, после школы — однако у домашних детей есть возможность привыкнуть к самообразованию на основе чистого познавательного интереса с самого раннего возраста.

Мнение № 3: домашнее обучение создано для детей из семей, принадлежащих к разнообразным малым социальным группам.

К таким группам относят, к примеру, этнические меньшинства или религиозные общины. Детям из таких семей домашнее обучение позволяет воспитываться в привычной для них традиции, без  насилия над  своей совестью и душой. На Западе и в самом деле религиозный мотив — один из самых распространенных при выборе домашнего обучения. Между тем не меньшее значение имеет и фактор этический — многие родители, вовсе не имея отношения к какой‑либо религиозной системе, выбирали хоумскулинг просто из желания вырастить детей порядочными людьми, чему, как известно, в школе не учат. В этом смысле хоумскулинг является универсальной педагогической методикой, одинаково подходящей для людей любой национальности с любой позитивной идеологией.

Мнение № 4 (вариант мнения № 3): домашнее обучение создано для детей из неблагополучных семей.

Это мнение основывается на ложной посылке, что в современном мире есть благополучные и неблагополучные семьи. Возможно, еще лет 20-30, а тем более — 50, это еще было так, то сегодня можно смело заявить, что бывают только более и менее неблагополучные семьи. Потому что современная ситуация такова, что в первые 7 лет совместной жизни распадаются более 50% всех семейных союзов, а это значит, что в большинстве семей с детьми школьного возраста нет мира и взаимопонимания между родителями и, как следствие — нет контакта и между родителями и детьми. И тут не имеют особого значения ни социальное положение семьи, ни ее достаток, ни национальность, ни даже вероисповедание. В подавляющем большинстве современных семей все члены семьи с каждым прожитым годом все более и более отчуждаются друг от друга, замыкаясь каждый в своем собственном квази-мирке с личными суррогатными удовольствиями. Для того, чтобы сделать такую семью семьей в полном смысле этого слова, нужен особый стимул — и домашнее обучение как раз и является таким сверхстимулом. Хоумскулинг, будучи сложной задачей, справиться с которой можно только сообща, является сильным способом для оздоровления отношений между всеми членами семьи. В этом смысле хоумскулинг показан практически всем, в качестве специфического средства для лечения проблем внутрисемейной разобщенности и дискоммуникации

Мнение № 5: домашнее обучение подходит только для детей очень обеспеченных родителей.

В самом деле, какие родители могут с чистым сердцем взять на себя ответственность за образование детей? Только те, которые могут нанять им приличных учителей и гувернеров, которые будут следить за тем, чтобы чадо старалось. Таким домашнее обучение и было в прошлые эпохи: учителя детям могли себе позволить нанять только представители высшего сословия. Однако современный хоумскулинг не следует считать аналогом «старого, доброго» домашнего обучения: это вполне демократичная форма получения образования, которая может быть по карману очень широкой аудитории. Потому что, на самом деле, хоумскулинг не требует обязательного контакта с учителями-предметниками. Это может быть так — если родителям по карману и действительно необходимо для ребенка — но в большинстве случаев (до  90%) присутствие учителя не требуется — во‑первых, ребенок получает все необходимые консультации в экстернате, на базе которого он проходит промежуточные и итоговые аттестации по ходу обучения, а во‑вторых — хоумскулинг осуществляется на базе методологии, позволяющей родителям руководить обучением детей самостоятельно, без участие наемных специалистов.

Мнение № 6: домашнее обучение подходит только для родителей, имеющих специальное педагогическое образование, или для ученых.

Это мнение имеет под собой определенное основание, потому что, в самом деле, учить детей дома, оставаясь полностью внешним по отношению к этому процессу, практически невозможно. В школе это представляется более реальным — хотя категория родителей, учащихся вместе со своим ребенком, достаточно широка и для школьного образования. При домашнем обучении родители, в самом деле, не смогут отстраниться от учебного процесс. Если они попробуют это сделать — ребенок рискует не научиться ничему. Как правило, родители, не готовые вкладываться в учебный процесс ребенка, являются сторонниками школьного обучения, а если их и заносит случайно в хоумскулинг — они, как правило, быстро в нем разочаровываются и возвращаются в лоно государственной системы образования. Однако уровень специальной подготовки родителей, которые хотят учить детей дома, вовсе необязательно должен быть очень высок: для начала нужно, на самом деле, только желание и готовность учиться учить своего ребенка самостоятельно. Если такое желание будет — средства найдутся. Таким родителям обязательно помогут специалисты в школах-экстернатах, обслуживающих детей, обучающихся на дому. Кроме того, в настоящий момент за рубежом разработаны эффективные методики, позволяющие родителям успешно руководить самообразованием своего ребенка без привлечения специалистов со стороны. Эти методики общедоступны и широко известны, осталось только адаптировать их для российской аудитории. И эти методики позволяют родителям участвовать в учебном процессе отнюдь не в роли педагога — чего в основном и боятся родители — а в роли управляющего процессом самостоятельного овладения ребенком учебного материала. Это принципиально важно, поскольку снимает большинство возражений и большинство беспричинных страхов, которые могут быть у родителей, выбирающих формат обучения для своего ребенка.

Мнение № 7: домашнее обучение возможно только в полных семьях, где один из родителей не работает.

Отчасти это мнение можно считать совершенно справедливым, поскольку в первую очередь хоумскулиг бывает успешным именно в таких семьях. Действительно, семья, в которой мать не работает и может взять на себя обязанности по воспитанию и обучению своих детей — идеальная модель домашнего обучения. По факту, таких семей гораздо больше, чем матерей, желающих взять на себя ответственность за обучение детей. В настоящее время типичной позицией матери-домохозяйки является забота скорее о своей внешности и досуге, чем об образовании детей. Забота о последнем сводится только к выбору школ, кружков, секций и логистике — отвести, привести, погулять, накормить. Как правило, средняя домохозяйка считает себя достаточно загруженной работой по дому, чтобы еще думать о качественном образовании детей. И наоборот — энтузиастами домашнего обучения как раз довольно часто бывают родители, не имеющие возможности не работать, и даже матери-одиночки (а в Америке сектор хоумскулинга и вовсе растет сейчас в основном за счет неполных семей). Потому что домашнее обучение требует особого внимания родителей только на самом начальном этапе, когда учебный процесс еще только запущен, а необходимые для самообразования инструменты учебы еще не сформированы. Обычно такой этап занимает от полугода до года, и в это время одному из родителей, в самом деле, может понадобиться прервать свою карьеру. Однако после окончания организационного периода необходимость в такой экстренной мере отпадет сама собой, поскольку ребенок уже будет способен учиться сам. Кроме того, хорошим подспорьем для запуска процесса домашнего обучения бывают сочувствующие: это могут быть и родственники, и друзья-единомышленники. Последним фактором часто необоснованно пренебрегают, поскольку сегодня быть несамодостаточным, зависимым хоть в чем‑то от других, даже самых близких людей, считается чем‑то неприличным. Между тем именно формат домашнего обучения удивительным образом способствует укреплению семейных и дружеских связей между людьми. Бабушки и дедушки, если их увлечь идеей и дать в руки методики, могут прекрасно заменять родителей если не все время обучения, то значительную его часть. Очень полезной бывает и кооперация двух и более семей, где несколько родительских пар делят между собой учебную нагрузку и обязанности по присмотру за детьми.

Очевидно, что если последовательно рассмотреть все распространенные мнения по поводу того, кому сможет быть нужен хоумскулинг, оказывается, что он может быть нужен куда более широкой категории людей, чем это может показаться на первый взгляд. Если же ответить на поставленный вопрос более предметно, то можно сказать так: хоумскулинг нужен всем родителям, в самом деле заинтересованных в качестве воспитания и образования своих детей; родителям, которые хотели бы вырастить своих детей яркими, неординарными личностями, а не серым серийным продуктом; родителям, желающим быть едиными со своими детьми, а не находиться с ними в конфронтации. Если Вы заинтересованы в том же — возможно, хоумскулинг нужен и Вам?

2008 г.

 

Остальные новости: