Дочь известного писателя (учится в четвертом классе) пишет свое имя на первой странице тетрадки: «Софяа». Семья в ужасе. Или в домашнем сочинении: «Наступили теплые денки, но я болна». Надпись на окошке коммерческого киоска: «Пожайлуста, стучите пасильнея». Да что там! Мой родной брат, убегая на улицу, оставил дома записку: «Суп на подакойнике». Было это много лет назад, но до сих пор смешно. Хотя не только…
Оказывается, некоторые дети, сколько ни бейся, слова нормально написать не могут. В принципе мы все там были, начинали одинаково. С ошибок, пропусков букв, горючих слез над текстом с упражнением. Значит, все когда-нибудь, научно выражаясь, переболели дислексией.
БУДЕМ ЛЕЧИТЬ ИЛИ ОТПУСТИМ?
Модное словечко. Знакомая учительница поставила сильный диагноз сразу всему классу и на первом же родительском собрании бросила в массы клич: «Все на борьбу с новой напастью!»
Стало быть, дислексия - болезнь? Или нормальный для любого человека ход развития? Разновидность лени? Чем вообще нам грозит эпидемия «новой безграмотности»? Какими чревата осложнениями?
Американцы, например, так и не смогли простить своему нынешнему президенту, «отпетому дислексику» Дж. Бушу-младшему, громогласный призыв «сокращать тактичное оружие» и «стирать терьеров (т. е. барьеры - ред.) между странами». Г-н Буш, кстати, как и многие руководители-дислексики, любую информацию предпочитает воспринимать на слух, а докладные записки любит предельно короткие.
Некоторое время назад США поразило признание градостроителя из Калифорнии г-на Джона Коркорэна. Обладатель капитала в несколько миллионов долларов, хозяин роскошной виллы на берегу Тихого океана легкомысленно проболтался репортеру местной газеты «Weekly word News», что не умеет… читать. Первополосная статья в еженедельнике так и называлась: «Позорная тайна миллионера: он совершенно безграмотный!» Да-да, на протяжении всех 12 лет отсидки за школьной партой будущий мэтр национальной городской архитектуры вел горестную жизнь плута.
- Ты сделал уроки, а, Джон?
- Нет сомнений, конечно же, мамочка!
Сначала будущий миллионер лгал родителям и сестрам. Потом - университетским профессорам и собственным детям. Потом - коллегам и партнерам. Он лгал - и его мучила совесть, хитрил - и постоянно грыз себя за это. На протяжении всей жизни.
«Я разработал целую систему имитации преуспевающего, грамотного школяра. Выворачивался, дурачил людей, использовал одноклассников в корыстных целях», - вспоминает безграмотный баловень судьбы, впервые нарушивший сорокалетний обет молчания.
Все это продолжалось до тех пор, пока его жена не хлопнула наконец себя ладонью по лбу, воскликнув: «О Господи! Да ты же дислексик!» И наняла для муженька домашнего преподавателя грамматики.
«ОНИ ТОНЬШЕ НАСТРОЕНЫ, МНОГОКАНАЛЬНЕЕ…»
Что же это за напасть такая - дислексия?
Согласно классическому определению, дислексия означает частичное отсутствие навыков чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Выражается в замедленном, угадывающем характере процесса чтения. При этом ребенок либо не может совсем научиться читать, либо читает с большими дефектами, искаженно, теряя буквы, путая их порядок, не улавливая смысла прочитанного.
Раньше, в эпоху всеобщей неграмотности, проблемы не было. Дети росли не торопясь, со вкусом, без секундомеров и контрольных взвешиваний на оценку. И даже становились дипломатами (как Талейран), художниками (Рембрандт, Ван Гог), изобретателями (Эдисон), святыми (Сергий Радонежский).
Сегодня этих странных, мягко говоря, товарищей (читают, видите ли, по слогам) элементарно привели бы в норму.
Доктор педагогических наук из нашей славной РАО дала такой рецепт (строго научный): «Надо лучше учить. А с другой стороны - требовать. Тогда, думаю, с возрастом это проходит. Ребенок попадает в свой канал развития, либо становится пациентом... Понимаете?»
Не понимаю. Сколько можно угрожать, наказывать и требовать?
Человек состоит из ошибок, в том числе и грамматических, - внушают нам едва ли не с пеленок. Так, может, он и сам - ошибка, требующая исправительных работ лет этак на 10-12? Пусть академики признают это - громко и членораздельно.
Спасибо Пушкину, который и простил, и отпустил наши грехи заранее, на многие века вперед:
«Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю...»
На то и гений - многое предвидел. Впрочем, судите сами. Только в 1998 году ученые из Оксфордского университета, подтвердив гипотезу американцев, окончательно установили, что болезнь неграмотности - дислексия - имеет генетические корни.
Оказывается, один из участков на шестой хромосоме человека жестко связан с дислексией. В то же время локализовать сам ген невежества - задача очень непростая. На ее решение могут потребоваться годы. Ясно, однако, что отклонения в нейронах мозга, ответственных за эту болезнь, ведут к расстройству зрения и трудностям с речью. Так что наша требовательная педагогика от этой хвори точно не поможет.
ТАБЛЕТКА ОТ «КАРОВЫ»
Но вот, пожалуй, самое серьезное: английские генетики установили, что в той или иной степени ею страдают... 10 процентов населения. Каждый десятый. А по некоторым данным отечественного происхождения, у нас «грамматических слепцов», может быть, даже вдвое больше. На это указывает, например, известный логопед И.П. Данилевская.
Разве не сенсация? Два миллиона школьников, пятнадцать миллионов взрослых россиян!
Нет, никому неинтересно. Нам бы с одним, своим, ребенком разобраться, а тут - миллионы. Что ж, тоже правильно. Пусть каждый метет у своего крыльца.
С другой стороны, только 10 процентов из нас (по данным Института Гэллапа, 1988 год) способны учиться с книгой в руках. Видят смысл в тексте, вылавливают его из нагромождения второстепенных фактов и пускают в ход для собственного удовольствия и пользы. 33 буквы алфавита и 18 знаков заключили в себе целый мир. Но... лишь для этих десяти процентов!
Есть и такие люди. Не плохие и не второсортные. Другие. Это, может быть, в потенции отменные хирурги, зубные протезисты с умными и зоркими руками. Парфюмеры или виноделы с очень цепким, мощным, остроумным нюхом. Дирижеры, режиссеры, интеллектуалы жеста, модельеры новых звуков, линий, взглядов и общественных устоев.
Вот почему последнее английское открытие поистине бесценно для психологов, философов, педагогических стратегов. Становится понятнее прежде непостижимая, убийственная цифра: каждый пятый выпускник американской школы не может прочесть даже... свой аттестат.
- А среди англичан, к примеру, - рассказывает дефектолог, кандидат педагогических наук Маргарита Русецкая, - насчитывается несколько тысяч граждан с официальным статусом «дислексика». Эта юридическая броня, точнее, привилегия, позволяет им сдавать экзамены в вуз, диктуя ответы на контрольные задачи в микрофон. А потом учиться точно так же, пользуясь на лекциях разнообразной видео- и аудиотехникой…
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ… ДИСЛЕКСИКОВ
Впрочем, тут, как и везде, есть свои плюсы. Говорят же: природа отнимает, чтобы дать.
- По мнению ученых, - сообщает радиослужба Би-би-си, - свобода от обязанности складывать буквы в слова, произносить их и изображать, нередко дает людям важные преимущества в жизни. Показательный пример - знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислексики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Сэр Ричард сам дислексик, гордится этим и на работу к себе в мастерскую берет только дислексиков.
Любопытно, что один из самых знаменитых «грамотеев» современности, гениальный киноактер Дастин Хоффман всю свою жизнь учит роли только с диктофона. Не потому ли, что музыкант по образованию?
Кстати, в преддверии «эпохи больших выборов» специалисты предлагают оборудовать на избирательных участках специальные «говорящие» кабинки и напечатать бюллетени с фотоснимками кандидатов в парламентарии (президенты). Чтобы каждый россиянин, пусть даже трижды дислексик, мог без комплексов и колебаний честно выполнить гражданский долг.
И последняя новость - хорошая. Наш калифорнийский миллионер обрел-таки желанную грамотность, посему совсем неплохо себя в последнее время чувствует. Грубо говоря, он даже счастлив. И передает читателям свой оригинальный рецепт избавления от дислексии: «Надо просто следить за губами преподавателя, стенографируя каждый произносимый звук, то есть письменно обозначать его каким-то своим символом. И, я уверен, вы начнете очень скоро видеть звуки!»
Да, и еще: вспоминая не без грусти свою плутовскую юность, мистер Коркорэн весьма эффектно сравнивает себя тогдашнего с пловцом в открытом океане, руки и ноги которого скованы железными цепями...
СПРАВКА
Особые приметы «генетического невежества»:
* Отсутствие пробелов между словами.
* Пренебрежение границами полей тетради, правилами переноса.
* Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» зеркально перевернуты.
* Дублирование согласных. Например, «ХолХоз» вместо «колхоз».
* Странные ошибки в ударных слогах.
* Недописывание слов, перестановка слогов.
* Забывание «необязательных» букв (таких, как «ъ» и «э»).
По этим «приметам», заглянув в школьные записи, легко отличить честного дислексика от симулянта.
СПРАВКА
Как распознать «болезнь» у малыша?
Настораживающие симптомы:
* 3-4 года - не знает, как нужно держать книжку; не отличает каракули от букв; не узнает на письме собственное имя; его словарный запас беден.
* 5-6 лет - не может вычленять звуки в словах; испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цветов.
* 1-2 классы - жалуется, что все читают лучше его; не умеет читать незнакомые слова, старается уклониться от чтения под любым предлогом.
* 2-3 классы - становится замкнутым; возникают проблемы поведения; пытается угадать, как звучит слово, не всегда рациональным образом вкладывает все усилия в технику чтения и упускает смысловое содержание.
Шведские специалисты рекомендуют также родителям насторожиться, если малыш плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы («незрелая моторика»).
СОВЕТЫ
Если воспитываемое вами чадо похоже, что дислексик, специалисты рекомендуют:
* Подружите ребенка с природой, пусть дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
* Запишите его в секцию у-шу. Китайская гимнастика поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе - дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки.
* Занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику мышц, что благоприятно отразится на письме.
* Практикуйте ежеутренне контрастный душ и ежевечерне - массаж шейной и затылочной зоны жестким полотенцем.
* Если нужна особая методика, проконсультируйтесь со специалистом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дефектолог Ната Павлова:
- Дислексию, как и матушку-природу, невозможно, да и вредно исцелять, пропалывать в режиме школьной сортировки. Это как отсутствие музыкального слуха - не патология, а просто такая особенность личности. Она не зависит от человеческой воли. Как цвет глаз, волос, форма носа, рост человека и т. д. Ребенок напряжется из последних сил, чтобы получить хорошую отметку на экзамене, но в жизни, корябая записку другу или заявление на имя босса с просьбой предоставить очередной отпуск, так и будет пропускать слова и путать порядок букв.
ЯЗЫК ЦИФР
40 процентов британских миллионеров - дислексики. Этот факт объясняют особенностями английского языка: слышим одно, а пишем другое. Зато в Китае и Вьетнаме их в процентном отношении во много раз меньше.
СПИСОК
Дислексиками были Леонардо да Винчи, Антон Дельвиг, Ганс Кристиан Андерсен, Линдон Джонсон, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Владимир Маяковский, Виктория (шведская наследная принцесса), Джон Рокфеллер.
По данным Британской ассоциации дислексии
Антон Зверев