Ну вот и все, "догорают" последние деньки лета. Еще каких-то два дня и детки пойдут в школу, кто-то в первый класс, кто-то уже дальше. Сегодня я предлагаю вздохнуть, осмотреться и проверить: все ли готово к появлению в доме ученика.
1. Рабочее место школьника
Стол должен быть правильным и удобным. Лучше всего приобретать для ребенка стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. Стандартный стол, как правило, имеет высоту 75 см, а малыш зачастую еще «не дорос» до такой высоты, и это может пагубно отразиться на осанке ребенка. Если рост ребенка 110-120 см, то высота стола не должна превышать 52-55 см. При росте 120-150 см столешница размещается на высоте 56-65 см. Правильную высоту стола можно проверить так: Выберите стол, посадите за него ребенка: столешница должна находиться примерно на уровне солнечного сплетения. Если попросить будущего ученика поставить на стол логти, а ладошки вытянуть вверх так, словно он поднял руку для ответа, то при идеальной посадке кончик большого пальца должен находиться на одном уровне с глазами.
Свободное место под столом должно быть не менее 50 см в ширину. Обратите на это внимание, если у стола есть тумба или выдвижные ящики.
Стул . При выборе стула следует также ориентироваться на правильную осанку. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу. При этом колени должны быть согнуты под прямым углом. Спинка стула, в идеале, должна быть регулируемой. Ребенок должен сидеть прямо, не откидываясь назад и не наваливаясь грудью на стол. Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 см.
Освещение. Обязательно наличие, как верхнего света, так и настольной лампы. Ведь вчерашний малыш будет испытывать усиленную нагрузку на зрение. Также предпочтительно размещать стол у окна. Свет должен падать с левой стороны, если ребенок правша и с правой стороны, если ребенок левша.
Что еще? Младшему школьнику, на мой взгляд, нельзя ставить на рабочем столе компьютер. А вот удобный офисный органайзер или подставка для ручек и карандашей не помешает. Не лишней будет и полка для учебников. Ее лучше всего повесить у стола. Расписание уроков — можно поместить под прозрачный пластик на столешницу, либо же повесить на стену на уровне глаз малыша.
2. Приданое
Основное «приданое» для школьника закупается в канцелярском магазине. Как уже упоминала Е. Пятницкая в нашем разговоре о школе, лучше всего совершать покупки канцелярии вместе с ребенком, чтобы он выбрал то, что ему по душе. О необходимом наборе канцелярских принадлежностей я уже писала ранее. К этому набору не помешает приобрести еще и влажные салфетки.
Портфель — вот, пожалуй, еще одно весьма значимое звено успешного обучения. Важное правило при выборе рюкзака — его верх не должен находиться выше линии плеч, а низ — ниже линии бедер. Ширина не должна быть больше плеч ребенка. Чем легче портфель, тем легче школьнику его носить (ребенку нельзя носить груз, превышающий 10% его собственного веса, хотя это правило, увы, не всегда выполнимо), поэтому вес пустого ранца младшего школьника не должен превышать 700 грамм. Задняя стенка должна иметь мягкую прокладку, чтобы ребенок не чувствовал углы книг. Лямки шириной не менее 8 см должны хорошо фиксироваться и не передавливать плечи.
Современные рюкзаки содержат много карманов и отделений. Это хорошо. Ребенку будет легче что-то искать, да и нагрузка будет распределена равномерно. С первых же дней рекомендуется научить ребенка самостоятельно собирать рюкзак. Ведь это его вещь. И он сам должен знать, что и где лежит.
Теперь о цвете рюкзака. Для младшего школьника лучше брать цветные и яркие рюкзаки. Во-первых, они меньше пачкаются, а во-вторых, он его не перепутает с другими и всегда отыщет в куче других портфелей. А после уроков этих кучек на дворе вырастает — великое множество. Но перед покупкой — проведите по поверхности рюкзака белой салфеткой, убедившись, что краска не линяет. Предпочтительно приобретать портфели со светоотражающими элементами для безопасности на дорогах в темное время суток.
Мешок для обуви покупайте предназначенный именно для этих целей, носить обувь в пакете — неудобно, к тому же они часто рвутся в самое неподходящее время. Такие мешки шьются из легкомоющихся материалов с завязками и ручками. В мешок для обуви не лишним будет положить лопатку для удобства обувания и губку для протирания обуви.
Что еще? Необязательно, но желательно приобрести ланч-бокс или посуду для завтрака. В некоторых школах младших школьников кормят в столовой, тогда этот атрибут может вам не понадобиться. Но что обязательно — это удобная предпочтительно квадратной формы пластиковая бутылка для воды.
3. Одежда.
Школьная форма. С точки зрения психологов форма в школе нужна. Ребенок, надевая ее, внутренне подтягивается и дисциплинируется. В каждой школе форма своя, но все-таки есть общие рекомендации. Лучше всего приобретать 2 комплекта формы для смены. Хотя пиджака, как для мальчиков, так и для девочек, как правило, хватает одного на год. А вот брюки, юбки и рубашки лучше взять с запасом. Одежда должна быть по размеру и удобной, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Обувь. Обувь должна быть по размеру и удобной, с небольшим каблуком для профилактики плоскостопия. Высота каблука для мальчиков — 1 см, для девочек — 1-2 см. Важное примечание: многие дети не любят или не умеют завязывать шнурки и застегивать ремешки — предпочтительно приобретать обувь на липучках. Зачастую, сменная обувь изнашивается быстро и в течение года вам придется приобретать еще пару. В связи с этим не следует покупать слишком дорогую обувь и делать это заранее.
Спортивная форма. Во многих школах свои стандарты. Как правило, для теплых дней требуется белая футболка с черными трикотажными шортами, в холодное время — белая футболка с длинным рукавом и спортивные трико.
4. Режим дня.
О необходимости режима дня мы тоже говорили с психологом. Правильный режим дня поможет младшему школьнику без проблем войти в новый этап жизни. Сделайте сами, а лучше вместе с ним, наглядное красивое и красочное расписание дня. Можно выполнить его в виде кармашков и карточек с забавными картинками. В нем можно переносить карточки из кармашка «что нужно сделать» в кармашек «сделано». Включайте в режим дня только основные моменты : время уроков и дополнительных занятий, выполнение домашних заданий, время ночного сна и подъема.
Сон ученика должен быть не менее 9 часов. Утром будите ребенка в одно и то же время, даже если он учится со второй смены, это дисциплинирует и правильно регулирует биоритмы.
Обязательно обеспечьте ребенка полноценным завтраком! Общее количество приемов пищи — 4-5 раз в день! О правильном питании младших школьников мы еще поговорим позже.
Прогулка младшего школьника должна быть ежедневной и не менее 2-3 часов.
Чередуйте отдых и занятия.
5. Отношения
Наверное, это один из самых важных пунктов. До 1 сентября обязательно найдите время и поговорите с ребенком о школе, о классном руководителе, об одноклассниках. Затроньте тему дружбы и вежливости в отношениях, о необходимости выполнения школьных
Педагог для ребенка должен быть безусловным авторитетом. Не подрывайте авторитет учителя в присутствии ученика. Если у вас имеются какие-то претензии к учителю, если вы не довольны методикой преподавания, решайте эти вопросы при личной встрече и без ребенка!
Хотя бы пятнадцать минут в день говорите с ребенком о его школьной жизни и возникающих проблемах. Не отмахивайтесь от него, когда он жалуется вам на обидные прозвища, о попытках «дружить» против кого-то, о стычках и ссорах. Предлагайте пути решения, объясняйте ему, в чем он прав или неправ, хвалите за мудрые поступки. Ведь в любом возрасте, а в младшем особенно, родители для ребенка — самые мудрые и нужные люди, которых они любят и которым доверяют! Не подрывайте веру и доверие ребенка!
Счастливого и удачного нового учебного года!
Автор: Мила Милая