Часто неспособность освоить грамоту сочетается с выдающимися способностями в других областях — математике, физике, искусстве, политике. Однако трудности с чтением и письмом нередко становятся непреодолимой преградой на пути к жизненному успеху. В школе таких детей обычно считают умственно отсталыми. Учителя приходят в ужас от их почерка и чудовищных ошибок, а одноклассники смеются над их нелепыми оговорками при чтении. Сами дислектики, обнаружив, что им с трудом даются те задания, которые другие дети выполняют с легкостью, чувствуют себя тупыми и ни на что не способными.
Именно низкая самооценка часто бывает причиной того, что многие способности дислектиков остаются нераскрытыми. Школа становится для них пыткой, и они часто даже не помышляют о продолжении образования. Да и о каком институте может идти речь, если в сочинении такой абитуриент делает десятки орфографических ошибок и иногда умудряется неправильно написать даже собственное имя!