Ксения Ларина
Ведущая радиопередачи «Родительское собрание» на радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина высказала свое мнение по отношению к рукописному письму в школе.
«Я всё думала, когда кто-нибудь уже скажет правду – к чертовой матери, действительно, все эти ручки, тетрадки. Как курицы лапой пишут они, и все мы это знаем, вот учитель не даст соврать. Я всегда сыну говорю: «Как ты можешь так писать? Это же неуважение к человеку, который должен это читать. Почему он должен разбирать твои каракули?» Он говорит: «Мама, главное же мысли». Действительно, при наличии компьютера, которым наши дети владеют, начиная с начальной школы, гораздо лучше учителей информатики, которые приходят к ним, по-моему, в классе 7-м…
У меня ребенок уже совсем в старшей школе, в 11 классе, и когда он мучается, пишет какие-нибудь сочинения или эссе, в том числе и на английском языке, или какие-нибудь рефераты по истории, я думаю: господи, зачем же так людей мучить? Сели бы, набрали бы на компьютере – и всем хорошо: и учитель читает, прекрасно видит, и человеку приятно, все-таки когда печатный текст, ты бОльшую ответственность чувствуешь, как мне кажется. Предлагаю заменить чистописание в начальной школе обучению работы с компьютером.
Мы уже проходили разные стадии обучения письму. Ведь тоже когда-то казалось, что невозможно себе представить начальную школу без чернил. Я еще застала это время, когда нам запрещали писать шариковой ручкой, это как капроновые колготки носить. Непроливайки, чернила, промокашки, кляксы – всё это было. И запрещено было писать шариковой ручкой. Ученые нам объясняли, что это вредно, что для того, чтобы научиться красиво писать, нужно обязательно чернилами всё это выводить. И вот мы мучились. Когда я пошла в школу, это было начало 70-х годов, я еще застала перо, которое макается. Но ничего, сейчас же все дети пишут шариковыми ручками.
Сегодня они пишут только на уроках, дома они скорее накатали домашнее задание, а в остальное время они общаются с помощью компьютера, они пишут в блогах огромные тексты, они пишут рецензии, обмениваются информацией, разговаривают. Т.е. ручка не является предметом первой необходимости, они с ней не живут, как жили раньше.
Опять же возвращаюсь к Интернету. Мы же сегодня пользуемся не только буквами и знаками препинания, когда мы общаемся друг с другом. Мы же интонацию передаем с помощью скобочек, смайликов, точек, многоточий, повторов, выделения каких-то букв заглавными. Ты читаешь и слышишь интонацию конкретного человека. Как я по почерку человека опознаю, так я его опознаю по интонации, с которой он разговаривает со мной в Интернете.
Мы не властны над временем. Всё равно это случится. Как бы мы ни сопротивлялись, ни рассказывали друг другу про заметки на полях, это случится. Будут, правда, заметки и так же будут рисовать в айпэдах. Мне кажется, что сопротивляться этому не нужно. И чем раньше наши дети, начиная с начальной школы, освоят эту машину, чтобы они понимали, что на компьютере можно не только и не столько играть, сколько обучаться. Мне кажется, что и учителя должны быть в авангарде, не сопротивляться этому».