Всеволод Луховицкий
Всеволод Луховицкий, член совета Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» рассказал Российскому общеобразовательному порталу, что учителя недовольны тем, как реализуется обещание премьера увеличить фонд оплаты их труда с 1 сентября. Подходит к концу первый месяц нового учебного года, который, должен был, как ранее заверяли российские власти, существенно улучшить финансовое положение наших педагогов. Однако оказалось, что обещанное учителям 30-процентное повышение зарплат в большинстве регионов так и не состоялось:
«Мы выделили несколько характерных приемов, с помощью которых руководство региона или муниципалитета добивается того, чтобы снизить эти проценты. Здесь есть несколько основных способов. Во-первых, говорят: либо мы увеличим на 30 %, либо доведем до средней зарплаты по региону. Но есть регионы, где средняя зарплата учителя уже почти доведена до уровня среднестатистической по региону в экономике. И тут власти предлагают: «Мы увеличим вам еще на 5 % и это будет уже хорошо». Второй способ – увеличивают фонд оплаты труда. Казалось бы, правильно. Но что такое этот фонд? Это общий такой большой мешок, а в этом мешке все увеличивается в среднем. А это вовсе не значит, что у каждого учителя зарплата увеличится. Потому что деньги могут, например, пойти на зарплаты технического персонала, чтобы довести их до уровня МРОТ, могут пойти на стимулирующую часть, а вовсе не часть на основную.
Еще одна хитрость: с июня должны были повысить на 6,5 % зарплаты всем бюджетникам по всей стране. Так вот, власти теперь говорят, что эти 6,5 % входят в обещанные 30 %, и проводят повышение только на 23,5 %. И, наконец, самый последний способ: увеличивают базовый оклад (базовые оклады сейчас примерно от 3 до 7 тысяч рублей), и говорят: «Вот мы увеличили тебе базовый оклад за 18 часов, а если ты работаешь, скажем, 25 часов, то это неважно. Тебе увеличили одну твою ставку, а на все остальные часы увеличивать количество денег не будем».
Как сообщает Российский общеобразовательный портал, сам факт повышения заработной платы в МПРО «Учитель» приветствуют, но признают, что целый ряд отрицательных факторов во многом превращают его в профанацию. Представителей профсоюза не устраивает, например, что «широко разрекламированное повышение не покрывает даже реального уровня потребительской инфляции» за последние три года, прошедшие с предыдущей индексации учительских зарплат. В профсоюзе также обращают внимание на то, что «крайне низкий уровень заработной платы в ряде регионов, позволил местным чиновникам отрапортовать о выполнении поставленной федеральным центром задачи о доведении учительских зарплат до средних зарплат в экономике региона, без особых усилий».
По мнению Всеволода Луховицкого, есть единственный способ сделать так, чтобы разговоры об улучшении материального положения педагогов были не фикцией:
«Нужно ввести в закон об образовании единственную формулировку, что зарплата педагогических работников за ставку (это 18 часов) должна быть не меньше, чем средняя по промышленности за норму рабочего времени. Не по экономике в целом, а именно по промышленности. И ключевое слово здесь – ставка. Потому что сейчас все работают в среднем по 28-30 часов, а есть примеры, когда учитель ведет и по 40 часов в неделю. Это безобразие, это невозможно... Это все равно, что обычному человеку предложили бы работать 70 часов в неделю.
Качество, конечно, теряется. Но ведь это тоже политика нашего нынешнего министерства. Ведь если в школе работает меньше учителей, это у них называется «эффективный менеджмент». Получается, что и директору это выгодно: когда у него работает, например, не 100 учителей, а 50, он может заплатить им относительно большие деньги. Никого не волнует, что они работают двойную норму, если не тройную. К тому же директор получает прибавку – процент ее высчитывается с учетом средней зарплаты по школе. То есть, если у директора 10 учителей получают 50 тысяч рублей, ему это гораздо выгоднее, чем 20 учителей, получающих по 15. Власть, по сути, так подталкивает директоров к тому, чтобы учителей сокращать и делать работу остальных все более интенсивной».