Марьяна Безруких
Директор института возрастной физиологии, доктор биологических наук Марьяна Безруких в эфире радио «Эхо Москвы» высказала свое отношение к перспективам рукописного и компьютерного письма в школе.
«Письмо на клавиатуре, особенно обучение письму на клавиатуре – это задача еще более сложная, чем обучение письму ручкой. Она сложна, потому что письмо ручкой – это все-таки письмо одной ведущей рукой, вне зависимости от того, какая она, правая или левая, но ведущая. Ребенок смотрит туда, где он пишет. А вот письмо на клавиатуре – это очень сложная задача, хотя бы по двум параметрам. Во-первых, это бимануальное, двуручное действие. А ребенок 5-6 лет, когда он начинает писать, для него эти двуручные действия очень сложны. Самое большее, чему он может научиться, это по одному указательному пальцу использовать в этом случае. И это технически очень сложная задача.
И когда мы имеем ребенка, у которого технически формирование этого навыка осложняется, осложняется и процесс формирования письменной речи. А фактически мы ведь пишем не для того, чтобы закорючки были красивыми, а для того, чтобы ребенок научился излагать собственную мысль. Но, к сожалению, несформированность этого технического навыка, особенно на начальных этапах, не позволяет сформировать хорошую, грамотную, образную письменную речь.
Психофизиологическая основа письма чрезвычайно сложна. Здесь нельзя, во-первых, торопиться, для того чтобы было грамотно. Есть гениальные по своей простоте исследования российских психологов, которые показали, что если ребенок не проговаривает в первом классе, когда он учится писать, вот эту связанность буковки к буковке, количество ошибок вырастает в 7 раз. Разумеется, мы будем учить ребенка письму на компьютере. Понятно, что это будет. Сейчас главная проблема не начинать это быстренько, как мы любим это делать, не начинать это со всеми. Потому что нужна методика того, как учить, как не поспешить, чтобы не потерять грамотность.
Я уже сказала, письмо двумя руками – это очень сложный процесс. Возможно, не надо выводить каракули вот эти и вот это связное письмо. На самом деле практически все страны ушли от этого еще в середине прошлого века. Полускрипт, полупечатное. Но формируется письменная речь. Не может быть письменной без устной.
Но тогда мы должны думать о том, как мы формируем речь. А сегодняшний первоклассник… Мы сейчас закончили очень большое популяционное исследование в России, какой первоклассник приходит в первый класс по комплексу показателей когнитивного развития. Оказывается, что в разных регионах от 40 до 60% в школу приходят дети с несформированной речью.
Что такое письменная речь? Это изложение собственной мысли. И если мы сегодня теряем устную речь, это связано с нарушением письменной речи. Дети пользуются гаджетами. Какая речь в гаджетах? Стиль телеграфный, образности нет, чувства, эмоции уходят, они заменяются значками. Вы же говорите, вы пишете, и вы прекрасно понимаете, что если вы наговариваете текст… Если я даю интервью, я всегда прошу – пришлите мне письменно. К сожалению, обработки практически нет. Но в чтении не может быть того, что есть в устной речи. Например, повторы в устной речи, возможно, усиливают мысль. Повторы в письменной речи осложняют восприятие. В устной речи очень многое мы добираем невербальными средствами. В письменной речи, если это уходит, нет мысли. Поэтому это взаимосвязано.
Этому надо учить. Если этого нет, не будет ни письменной речи… Как уходит хорошая, образная устная речь. Вы часто встречаетесь с людьми, которые вкусно говорят? Не хотелось бы это потерять. И то же самое с письменной речью. И чем сложнее будет технологический процесс передачи этой мысли, тем больше будет проблем.
Это к вопросу о формировании письма, письменной речи. Если она не сформирована, вне зависимости от того, пишет ли ребенок рукой или будет писать за компьютером. Сейчас проблема вот в чем. Обучение письму за компьютером, если мы сейчас отменим ручку и сделаем это быстро, без технологии, без обучения педагогов, еще хуже станет письмо.
Важно, что нет технологии. Научить ребенка письму за компьютером совсем не просто. Это должен знать педагог, у него должна быть технология, те же задания, которые он будет использовать, та же последовательность и поэтапность. Если мы перескочим какой-то этап формирования навыка, вне зависимости от носителя, мы получим проблемы. Почему у нас сейчас такие проблемы в школе? Мы очень интенсифицировали процесс обучения письму, просто много лет этим занимаемся. А как только мы перескакиваем какой-то этап формирования навыка письма, мы получаем комплекс проблем, и ребенок в результате пишет либо безграмотно, либо жертвует качеством, либо он не может изложить собственную мысль, потому что он думает над тем, как писать, а не что писать».