Главная Обратная связь
ГлавнаяДислексия DislexiaДисграфия DysgraphiaСДВГ ADHDДеятельность центраСОИдиоты???КонтактыВидео позитив

 

Сесиль Лупан

дислексик

Новости

29.09.2011 :: 92% считают, что дети должны учиться письму ручкой по бумаге

92% считают, что дети должны учиться письму ручкой по бумаге

 Александр Баунов

Редактор отдела международной политики интернет-издания Слон.ru Александр Баунов размышлял в эфире радио «Эхо Москвы» о роли письма от руки в жизни школьников.

«Этим летом была дискуссия в США. В штате Индиана изменили образовательные стандарты. Когда их изменяли, выяснилось, что в части американских школ они изменились по факту, т.е. люди практически не пишут от руки, учителя принимают задания, выполненные на компьютере. Надо понимать, что Индиана – это север центральный, это не безумно культурный штат, это то, что называется опережающим развитием, когда то, что было отсталым, делает скачок и перескакивает вперед, как, например, в некоторых старых странах Европы в кафе нет Интернета, потому что этим кафе по сто лет, его там и не было никогда, а в Восточной Европе есть в каждой деревне, в каждом деревенском кабаке, потому что они открывались уже в эпоху Интернета. То же самое и с Индианой, довольно дикий штат, традиций нет…

Изменились стандарты таким образом, что убрали курс письма (тут немножко спор о терминах, курсив, или handwriting они это называют, письмо от руки, или связное письмо от руки, в американской традиции это называется курсивом). Учитель не может требовать – запишите в тетрадь. Но надо понять, что это не отмена грамотности. Естественно, и читать, и писать учат. Просто человек пишет сразу на другом носителе, имеет право начать писать на другом носителе. Опять же решает все-таки не ребенок, а школа в первую очередь. Но штат дал школам право сделать такой выбор, что даже Америки, где всё децентрализованно в смысле образования, было некоторым новшеством, и это немножко обсуждалось. Но родители американские очень смешно в Интернете это обсуждали. Главное, что их волновало, – а как же ребенок будет подписывать чек.

Давайте попробуем составить каталог того, что мы теряем. Какую-то душевность. Наверное, читателям первых печатных книг они казались чудовищно скучными, недуховными, бесчеловечными, потому что одно дело – прекрасная рукописная книга с миниатюрами, «Великолепный часослов герцога Беррийского», «Времена года». И вот это из типографии, черно-белое, с гравюрой… Ужас-ужас, ничего живого. Потом, наверное, мы теряем красоту почерка, индивидуальность почерка. Почерк канцелярский, почерк творческий, пушкинский, на который приятно смотреть. Т.е. мы не будем с удовольствием рассматривать рукописи великих писателей 21 века. Лирику теряем. Мы теряем рисунки на полях. Пушкин оставил нам прекрасные рисунки на полях, и не только он. Лермонтов. Потом мы теряем, наверное, вообще рисунки в тетради школьной. Скажите, что вы рисовали в школьных тетрадях с обратной стороны? Это всегда очень интересно, забавно и приятно рассматривать, хотя это черте что. Я рисовал каких-то хэви металлистов, помнится, и пришельцев еще. Архивы и собственно работа над текстом. Мы смотрим, как Пушкин или Пастернак выбирали… Я имею в виду тексты великих. Обычный человек в этом отношении ничего не теряет. Я про архивы говорю, не про рисунки в тетрадях. Мы не видим работ над словом, над текстом, что зачеркнул, что добавил, облился ли слезой, да пролил ли чай. Что же еще? Да, писательский архив как жанр исчезает, естественно. Текст на компьютере, он одинаковый. Правда, остается писательский компьютер с его жестким диском. Его можно продать на «Сотбис» и поместить в музей, сделать интерактивно, человек может заходить и смотреть, как у него там файлы хранятся, как он их называл. Тоже в этом что-то есть. Зато доступность к архиву возрастает. Это всё, конечно, какие-то частные случаи.

А если по-крупному, я писал об этом, что потерялось много разных культур, которые были само собой разумеющимися. Культура парусного плавания, миллион номенклатур, сотни названий, навыки и профессия исчезли напрочь, никто не понимает этого языка больше. Номенклатура езды на лошади. Что такое супонь мы не знаем и знать не хотим. А это такой ремешок…

Собственно, сама культура письма, она не всегда была связана с ручкой. Она была связана когда-то с твердым предметом, которым что-то высекалось на камне. Наверное, казалось, что как же без этого. А вот можно.

Reader'ами я не пользовался, потому что не вижу смысла в книге, где невозможно сделать заметки. Но когда появились айпэды, и появляется новое поколение книжек, где можно делать закладки, заметки, я уже пользуюсь. Но по-прежнему физически удобнее поставить несколько буковок на полях. В каракулях же проще разобраться потом, я имею в виду в тех, которые на айпэде. Потому что поиск есть. Было голосование после статьи на «Слоне». Вопрос первый: «Часто ли в последние 10 лет вам приходится писать от руки?». Примерно пополам, 55% – приходится, 44% – нет. «Как вы считаете, должны ли дети учиться письму ручкой по бумаге?» Только 7% считают, что не должны, 92%, т.е. гигантское большинство, по-прежнему считают, что должны. Проголосовали несколько тысяч человек.

Я думаю, что нужно письмо от руки сохранить как чрезвычайный навык, как умение плавать, несмотря на наличие кораблей, условно говоря. Потому что человек вдруг может оказаться в ситуации, где у него сели все батарейки, а нужно зафиксировать какой-то текст или записать какую-то мысль. Вдруг пришла гениальная строчка или гениальная формула. И второе – это немножко не понятно, что будет с информационной безопасностью. За 50 лет компьютерной эры сменилось много носителей. Были перфокарты, перфоленты, были дискеты гибкие, дискеты жесткие. И всё, что вовремя не успели мы переписать, всё где-то там и погибло. Это также вопрос и о печатной книге, а не только о тетради для письма. Пока еще напечатанный текст, он доказал свою долговечность по сравнению с электронными носителями, которые меняются очень быстро».

 

Остальные новости: