Александр Абрамов
Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов сообщил, что в Москве пройдет форум «Умная школа», на который приедут около 200 лучших учителей со всей страны. На форум приглашены вузовские преподаватели, ученые, сторонники и оппоненты реформ образования. Они обсудят качество школьного образования, проекты новых Федеральных стандартов и нового закона об образовании в РФ. О том, какой должна быть школа будущего, Александр Абрамов поделился в качестве участника форума с Российской газетой:
«С учетом всех громких историй этого года, подобные мероприятия, действительно, могут повлиять на изменения в образовании. За последние десять лет это, возможно, первая открытая дискуссия такого масштаба, где будут представлены самые разные взгляды.
Новые стандарты для старшей школы доработать уже нельзя. Можно только делать заново. Этот документ не отвечает своей главной задаче – фиксировать содержание образования. Написан так, что понять, чему конкретно учить детей, просто невозможно. Та же история и со стандартами для начальной школы, которые уже утверждены и с нового учебного года начинают действовать во всей России. Документ есть, а качественно разработанных программ под него нет, методик для новой схемы преподавания нет... Всю работу, по сути, нужно начинать с нуля.
Сегодня де-факто школа является ступенькой для подготовки в вуз. Что, кстати, явно зафиксировано в идее ЕГЭ. Экзамен материализует эту цель. А школа тем временем очень важный «человекообразующий и народообразующий» институт. И его функция – организация проживания ключевых периодов жизни: детства, юности. Это важнейшая задача, и вузы здесь совершенно ни при чем. А что касается подготовки к будущей профессии, то у нас существует система кружков, факультативов, олимпиад, специализированных школ. Это совсем другой поток.
В проекте много хороших и важных слов. Например, что в каждой школе должна быть библиотека. Однако учебно-методические издания в стране убиты как по тиражам, так и по количеству. Значит, за одной строчкой стандарта должна стоять целая программа реанимации системы учебно-методических изданий. Это колоссальная работа. А ведь есть и другая проблема: дети сегодня практически не читают. Как вернуть интерес к чтению и добиться элементарной грамотности? В документе такой задачи нет и в помине.
Но начинать нужно все равно с содержания образования. Чтобы учить самих учителей, нужно понимать, чему они будут учить детей. Нужно создавать систему четких моральных и материальных стимулов для будущих педагогов. Убежден: нужно любой ценой повысить зарплату всем педагогам, а потом уже спрашивать с каждого».
23.08.2011