Андрей Фурсенко
Министр образования Андрей Фурсенко в интервью «Московским новостям» рассказал о том, что Рособрнадзор создает информационную систему, которая будет автоматически отсекать из списков на зачисление, тех, чьи данные не значатся в Федеральной базе ЕГЭ. Министр также заявил, что в следующем году олимпиадники смогут подавать заявление только в один вуз, набор целевиков будет сокращен, а в вузах, которые в этом году не смогли набрать студентов на обучение за госсчет, будут сокращены бюджетные места в пользу востребованных университетов.
«Только два дня назад закончилось зачисление на первый курс, а поступление на магистратуру еще продолжается. Но уже сейчас можно сказать, что приемная кампания прошла нормально. Если говорить о количестве нарушений, а не о количестве шума вокруг них, то нарушений стало меньше по сравнению с прошлым годом. Министерство постоянно анализирует статистику, анализирует распределение баллов. И я могу сказать, что в этом году как качество приема экзаменов, так и качество поступления было выше. При этом система приема позволила выявлять гораздо большее количество нарушений, чем раньше. Это связано с теми изменениями в нормативной базе, которые были сделаны по результатам приемной кампании прошлого года. С этим же связано и большее количеством скандалов.
Мы провели анализ качества абитуриентов, поступающих на приоритетные направления развития экономики и промышленности, которые определил президент Медведев. Средний балл молодых людей, которые поступают в ведущие университеты по техническим специальностям, заметно выше, чем в прошлом году. Примерно на 10 баллов. Это существенный рост. Обратите внимание, что в этом году многие вузы выставляют барьеры, например Петербургский университет IT, механики и оптики (СПБГУ ИТМО. — «МН») не принимал абитуриентов, у которых ЕГЭ ниже 70. При этом они набрали студентов уже в первую волну. Абсолютным рекордсменом этого года является Физтех (МФТИ. — «МН»). У них средний балл — 91. Это очень высокий результат. Что приятно, Физтех не остался в гордом одиночестве. Наряду с ним и другие ведущие технические университеты. С высокими баллами и тоже в первую волну набрал студентов Институт стали и сплавов (МИСИС). Хорошие результаты показал ряд вузов на Урале. Поэтому я оцениваю приемную кампанию как успешную. Несмотря на демографический спад. Есть и обратная сторона. У многих вузов недобор на бюджетные места. Многие вузы смогли осуществить полный набор, но баллы у абитуриентов были критично низкие. Министерство приняло этот факт во внимание и по-другому будет определять контрольные цифры приема для этих вузов в будущем году. Министерство будет поддерживать те вузы, кто набрал хороший контингент студентов, расширять прием для них. Это будут не только московские и питерские вузы. Это будут университеты по всей России.
Во Втором меде были серьезнейшие нарушения правил приема. При этом не было каких-то законодательных коллизий, которые позволили бы этому вузу двояко трактовать правила приема. Там все однозначно — и поэтому это было прямое нарушение. Жульничество. Сейчас правоохранительные органы разбираются, кто конкретно в этом виноват. Была выстроена система, которая позволила эти нарушения выявить и устранить. Я хочу обратить внимание на важную вещь — ее открытость к обществу. Рассчитывать на то, что несколько десятков человек, работающих в Рособрнадзоре, отвечающих за приемную кампанию, способны проконтролировать всю приемную кампанию, — это иллюзия. Но наша задача — не резкое увеличение штата контрольных служб, а создание системы настолько открытой, чтобы общественное участие позволяло обращать внимание на любые нарушения, а мы реагировали на любые запросы. Так и произошло в истории со Вторым медом.
Ряд важнейших изменений был подготовлен Минобрнауки уже в этом году. Но в связи с тем, что соответствующие приказы поздно прошли все необходимые согласования, включая регистрацию в Минюсте, мы не стали вводить их в этом году. Со следующего года, например, олимпиадники смогут подавать заявления только в один вуз. Все решения подготовлены, инициированы ректорским сообществом и имеют поддержку у общества. Эта категория студентов обычно ориентирована на какое-то одну специальность, на один вуз. Изменится и ситуация с набором целевиков. Мы потребовали от подведомственных вузов, чтобы они готовили данные по всем целевикам (должен быть прописан средний балл по ЕГЭ и указана организация, которая направила человека на целевую подготовку). У целевиков, как правило, более низкие баллы. Министерство будет сокращать целевой прием, потому что сегодня нет проблем с поступлением на бюджетные места. Чуть ли не каждый второй выпускник школы может претендовать на бюджетное обучение.
Рособрнадзор готовит специальную информационную систему, которая позволит в автоматическом режиме выявлять нарушения, подобные ситуации во Втором меде. То есть будет автоматическая система, а не только общественный надзор. Каждый человек, данные о котором не присутствуют в Федеральной базе свидетельств ЕГЭ (ФБС. — «МН»), будет автоматически исключаться из списков на зачисление. Я договорился с Рособрнадзором, что результаты ЕГЭ должны быть открытыми. Речь идет не о персональных данных, а, допустим, о среднем балле ЕГЭ: по каждому предмету, по среднему баллу в регионе и другие показатели».
15.08.2011