Сергей Попов
Президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов в интервью Российской газете поделился размышлениями на тему изменения миграцией картины столичного образования. Газета пишет, что если количество школьников – детей мигрантов переваливает в классе за 15%, родители хорошо успевающих детей сразу же начинают подыскивать другую школу. По данным Департамента образования города Москвы, сегодня в столичных школах учатся свыше 70 тыс. детей мигрантов. Большинство из них приехали вместе с родителями из стран Центральной Азии, Китая и Вьетнама. Анклавное расселение мигрантов в Южном, Юго-Восточном и Восточном округах г. Москвы привело к тому, что около 30% учащихся первых классов в некоторых школах этих округов плохо говорят по-русски.
«Сама по себе установка правительства Москвы на прием в школы всех без исключения детей вне зависимости от гражданства является абсолютно правильной,– считает президент Международной методологической ассоциации в статье «Школа, плохо говорящая по-русски», – проблема состоит в том, что школа к этой ситуации не готова».
Такой институт, как школа, по мнению Сергея Попова, изначально создавался в расчете на однородный состав учащихся и способен нормально функционировать только при условии одинакового культурного, образовательного и языкового уровня поступающих детей. Когда детский коллектив однороден по своему составу, возможно создание напряжения за счет разделения класса на отстающих и успевающих, заставляющего детей стремиться к получению хороших оценок в школьном аттестате как условия успешной социализации. В условиях же попадания в один класс людей с разным уровнем подготовки, в том числе и языковой, класс под педагогическим давлением разделяется не на успевающих и отстающих, а на приезжих и местных. А создаваемое напряжение работает уже не на рост успеваемости, а на усиление социальной границы между двумя группами детей.
12.08.2011