Александр Милкус
Редактор отдела образования и новых технологий Комсомольской правды Александр Милкус в прямом эфире Радио «КП» поделился размышлениями о реформе образования на сравнении ситуации в России и в Сингапуре:
«Я недавно пришел к выводу, что в России нынешние реформы образования обречены на провал. Нет, ее реформировать можно, как автомобиль, можно где-то что-то подкрутить, но он быстрее не поедет и в нужном направлении. Есть такое международное исследование, оно проверяет не уровень знаний школьной программы, а насколько они те знания, которые они получают в школе, способны применить в жизни. По этим результатам уже который год самые лучшие это 15-летние подростки в Финляндии, Сингапуре и в Гонконге. А Россия планомерно сползает на 36-е, 38-е, 40-е место. Ну, правда, надо сказать, что каждый раз в этих исследованиях участвует все больше стран, и каждый раз Россия по этому поводу и сползает.
В общем, начал я с достаточно банальной задачи. Я составлял таблички, разбирался, сколько учеников в Сингапуре учится в классе, сколько учеников учится в гонконгском классе, в финском классе, как организована система образования, как туда приходят учителя и т.д. И в какой-то момент я понял, что занимаюсь пустым и глупым делом. К реформе образования это никакого отношения не имеет на самом деле. Как это получилось? Я встречался с преподавателями из Финляндии и относительно недавно я летал в Сингапур и Гонконг, чтобы посмотреть, что там происходит. И вот как раз такое выдающееся открытие у меня произошло в Сингапуре, где я заинтересовался, каким образом Сингапур из страны бедной и нищей в 1965 году, стал самой мощной страной, экономически развитой, мира и Юго-Восточной Азии.
Итак, в 1965 году Сингапур получает независимость от Великобритании, премьер Ли Куан Ю понимает, что ситуация не то что плохая, а совсем плохая, хуже, чем Россия в 90-е годы. Это остров, у которого нет ни воды питьевой, ни энергетики, ничего. Есть порт, с которого радостно живет таможня, полиция и т.д., потому что все через порт тащат за взятки все, что нужно. И Ли Куан Ю понимает, что для того, чтобы выжить, нужно что-то делать. А что? Сельское хозяйство в таком климате не построишь. Порт развивать тоже нужны деньги. И он обратился к западным предпринимателям – ребята, говорит, давайте мы вам что-нибудь будем собирать, у нас очень дешевая рабочая сила… А эти говорят – ребята, у вас коррупция дикая, вы у нас все разворуете и мы не будем вам деньги платить… Ли Куан Ю предпринял очень жесткие меры для искоренения коррупции. Коррупция была искоренена в течение четырех лет. Ну вот несколько мер. Он выкинул всех судей местных коррумпированных и поставил судьями в стране, в городе самых популярных частных адвокатов Сингапура, положив им в те времена в нищей стране зарплату в 100 тысяч долларов в год. Сейчас они получают больше миллиона, эти судьи. Он выгнал малайцев с полицейских участков. Был создан национальный антикоррупционный комитет, причем, из честных, достойных людей, и люди знали, что за коррупцию поплатились даже родственники этого Ли Куан Ю. Сингапур до сих пор не демократическая страна, там до сих пор есть смертная казнь, там есть избиение палками. Раньше по пяткам били, сейчас по мягкому месту. Так вот, считается, что после четырех ударов реабилитация, чтобы ты мог на мягкое место сесть, - девять месяцев. И он искоренил коррупцию. Через четыре года он говорит – ребята, у нас все нормально. И пошли деньги западные, стали появляться фабрики и заводы, на которых собирали всякие чайники, зонтики – ну, потому что рабочая сила была дешевая и неквалифицированная в большинстве своем. Стали развиваться финансовые отношения, появились немножко в стране деньги. Понятно стало, что нужны и квалифицированные рабочие кадры, и менеджеры, и инженеры, которые бы этим занимались. Уже в 70-80-е годы эти фабрики начали собирать более сложную технику, потому что это требование рынка, и рабочая сила стала более грамотной. Через какое-то время, так как появился финансовый центр, рабочая сила уже стала достаточно дорогой и собирать вот это все в самом Сингапуре стало невыгодно. За это время вырос достаточно хороший, такой грамотный класс инженеров, менеджеров, финансовых специалистов и т.п. И вот эти люди оказались востребованы. Потому что они нужны экономике страны. Вслед за этим стало развиваться образование. Вот этот социальный заказ и начал толкать правительство, министерство образования страны для того, чтобы заниматься развитием образования.
Сейчас учиться хорошо – престижно, потому что ты знаешь, что ты будешь востребован в своей стране. Они учатся на английском языке по кембриджским программам. Я говорю – у вас много ребят уезжают учиться дальше в вузах? Они говорят – а зачем? В общем, есть заказ на успешного ребенка. То, что у нас невозможно сейчас. Выпускники 15 вузов страны знают, что они потом хорошо устроятся. 80-90% наших студентов, выпускников вузов, работают не по специальности. И поэтому у нас все эти реформы образования превращаются в фарс.
Вот ЕГЭ – хорошая идея, во всем мире работает. У нас скандалы с коррупцией. А почему им не быть? Извините, пожалуйста, те же учителя, которые должны честно проводить ЕГЭ, в этих же школах во время выборов оборудуют выборные пункты. И им говорят – вы должны обеспечить успех этой партии и вот этой партии, да. То есть, в этом случае они закрывают глаза или участвуют в подтасовке результатов выборов. А через 3-5 месяцев им говорят – а вот единый госэкзамен вы должны провести честно. Но они прекрасно знают, какой социальный заказ в том же регионе, потому что губернатору нужно показать, что он хорошо учит детей».
20.07.2011