Помощник главы Рособрнадзора Сергей Шатунов прокомментировал результаты тематического голосования, проведенного на официальном сайте ЕГЭ, сообщает журнал КоммерсантЪ Власть в материале «Подставной инстинкт». Школьников спрашивали об их отношении к действиям соседа, который, сдавая ЕГЭ, смотрит в шпаргалку, пользуется мобильным телефоном или помощью учителя. 38% опрошенных согласны со списыванием и не будут мешать, 37% это не нравится, а 25% проголосовавших «все равно».
Сергей Шатунов считает эти цифры показательными: «Четверть ответила, что им все равно. Вот и все, понимаете? А ведь это целевая аудитория специализированного портала. У нас 7 млн посещений в месяц. Это говорит о нашей правовой неграмотности, мы с этим просто миримся и все это оправдываем. С этим нужно долго и кропотливо работать. Это даже не вопрос к надзорному ведомству, а ко всему к обществу. В таком же опросе, проведенном в школах США, почти 100% ответили: «Расскажу преподавателю». Мои приятели, которые учились в США, рассказывают, что списывание там полушутя называют вторым по тяжести преступлением после надругательства над государственным флагом. А пользующихся шпаргалками однокурсников если не закладывают, то сильно стыдят за неуважение к оплачивающим учебу родителям. По кодексам чести многих университетов списывающих исключают: их поведение влияет на репутацию вуза».
С российским менталитетом ЕГЭ бороться не может, считает Шатунов. «Мы только на первой стадии становления гражданско-правового общества. Единые для всей страны процедуры до сих пор вызывают негативную реакцию. От ЕГЭ отмахиваются, говорят: мы думали, что это игра и соблюдать правила необязательно, а тут вот оно как». Он упоминает скандал в Адыгее: в этом году проверяющим попалась замминистра образования республики, которая за плату помогала школьникам. Чиновницу задержали за день до ЕГЭ в здании лицея в Майкопе в тот момент, когда она вскрывала запечатанные конверты с тестами и проставляла правильные ответы. «В Адыгее всего 21 пункт сдачи ЕГЭ. Ну что мешает местным чиновникам приехать на каждый экзамен и самим отследить?» — говорит Шатунов. В Рособрнадзоре богатый на раскрытые аферы ЕГЭ-2011 объясняют усиленным контролем над проведением экзамена. Но многие считают, что шумиха вокруг каждой истории может быть частью кампании по дискредитации министра образования. «Конечно, есть много заинтересованных лиц, которые хотят, чтобы пустое ведро стучало как можно громче»,— уклончиво комментирует эту версию Шатунов.
27.06.2011
Сергей Шатунов