Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий вновь заявил о своем отрицательном отношении к ЕГЭ в интервью еженедельнику Аргументы и факты: «Мое отрицательное отношение к ЕГЭ не изменилось. Бывают талантливые ребята, которые из-за недобора каких-то пяти баллов по ЕГЭ не попадают в ведущий вуз. Чтоб их не упустить, развиваем систему олимпиад, которые дают шанс поступить без ЕГЭ. Уже порядка 700 тыс. школьников увидели в этом возможность проявить свой талант».
Виктор Садовничий считает: «Ответственность за школьное образование должно брать на себя государство! Считаю большой ошибкой, если получится, что образование перейдёт в рыночную сферу. К сожалению, в предложенных стандартах эта идея есть: сможешь заплатить – получи дополнительные предметы. Кто-то возразит: разве сейчас не платят репетиторам? Платят. Но не за базовые знания.
Моя позиция однозначна: школа должна давать широкую базу. Правильная идея о том, что образование должно модернизироваться, была сомнительно подана – мол, мы построим всю систему заново. Дело в том, что образование нельзя в корне менять, оно должно опираться на накопление научных знаний, ведь именно это формирует менталитет семьи, школьника, страны в целом. И важно понимать: нет универсальной системы образования для всех стран. Российская школа сильна фундаментальными знаниями. И основной набор дисциплин нельзя сливать или изымать из обязательной программы, как предлагали сделать авторы стандартов. Разговоры о том, что ребёнок устаёт от нагрузок, – в пользу ленивых. Наше поколение так же училось, и все выжили, даже что-то сделали для страны, науки. Мне недавно один из руководителей телекомпании пожаловался, что ему приходится до полугода тратить на то, чтобы журналистов научить правильно писать. Это значит, что даже несокращённое преподавание русского не избавляет от проблем. А что будет, если русский с литературой – основу духовной жизни – слить?! Слава богу, что стандарты возвращены на доработку.
Ошибка последних лет, которую нельзя быстро исправить – понижение качества образования. И школьного, и вузовского. Кто ее совершил? Те, кто разрешил создавать бессмысленное, бесконечное число университетов и филиалов. Создавали их, в том числе, и с помощью чиновников тогдашнего Минобразования. Причем часто адресом выбиралась квартира. Ну и насоздавали. А преподавателей-то не бесконечное множество. Следовательно, учить было некому – значит, уровень понижался. Вторая ошибка – следствие первой – переориентация: ослабили поддержку инженерного образования, стали выпускать менеджеров, экономистов, юристов. Хочу, чтобы меня правильно поняли: готовим 800 тыс. юристов в год, но многие ли из них выходят настоящими профессионалами? Конечно, юристы нужны, но готовить их нужно штучно. Так же и экономистов».
Виктор Садовничий
12.05.2011