|
Учительница младших классов ругала меня за нехорошие буквы. Не помогло ничего: ни генетика (у родителей идеальные почерки), ни ответственное отношение к учебе ...
От чего зависит почерк и что он означает?
Первый класс. Первая учительница показывает, как держать ручку, проверяет, как вышли наши первые палочки и крючечки. Такое воспоминание есть в памяти каждого из нас. На полке воспоминаний оно расположено где-то между упоминанием о чернильных кляксах в тетради, на одежде и на лице, мамиными «О, Боже» и разочарованием вперемешку с раздражением, когда вслед за импульсивно вырванной страницей, слышишь: «переписывай, я сказала!». У мам на детские неудачи в письме один аргумент: «Мало стараешься".
А что об этом думают специалисты?
Разобраться в тайнах письма помог графолог Александр Фармагей.
Как мы учимся писать?
«Научиться писать - это как научиться кататься на велосипеде: приобретая эту привычку раз, никогда не разучишься, - говорит Александр. - Формирование любой привычки связано с вырисовыванием мысленно соответствующего образа. Пока он не возникнет - письмо безобразно. Это у взрослых образ сформирован, у маленького ребенка - пока нет. Неудивительно, что в письме возникают разнообразные сбои в виде неправильной конфигурации букв, направления строк т.д. С недостаточной сформированностью детского организма связаны также такие проблемы, как зеркальное письмо (наизнанку) и замена близких по звучанию букв: «ж» на «ш», «с» на «ш». Первое вызвано недостаточным развитием зрительного анализатора и его связями с другими частями головного мозга, причина второго - пока недоразвит слуховой анализатор.
Как ускорить процесс? Развитию зрительного анализатора способствует рисование (чем больше, тем лучше). Обращайте внимание вашего малыша на конфигурацию и мелкие детали зданий, деревьев машин, обсуждайте с ним увиденное в течении дня и во сне. Развитие слухового анализатора стимулируют занятия пением, прослушивание музыки, в частности колыбельных в исполнении родных родителей. Хорошо делают те родители, которые изучают с детьми стишки и содействуют их изучению ».
Гадание по почерку ...
По словам Александра Фармагея, почерк может рассказать о чертах характера, а то и о типе человека. Однако у шести-, семилетних детей характер еще до конца не сформирован, поэтому слишком детальных выводов не сделаешь.
«В несколько неуравновешенных, импульсивных, излишне подвижных, склонных к агрессии детей буквы удаются больше, имеют квадратноподобные элементы, нажим и наклон непостоянные, писать без линеек не могут: строки то скачут вверх, то ползут вниз, - говорит графолог. - Зато у тихонь, малозаметных в коллективе, тревожных и плаксивых детей и буквы бывают дрожащими, напор слабый, постоянно меняющийся, буквы меньше, причем до конца строки еще больше уменьшаются.
Родителей раздражают неудачи, они либо заставляют детей переписывать, или придумывают другие наказание.
«Наказывать не надо, - убеждает Александр Фармагей. - Негативные эмоции вызывают встречную агрессию и у детей. Это заметно: ребенок может побледнеть или покраснеть, частота сердечных сокращений увеличивается, дыхание ускоряется, может возникнуть дрожь. Вследствие этого письмо только ухудшается.
«Острое» письмо
С почерком не угадаешь, часто бывает, что в младших классах у детей образцовый почерк, а пойдут в старшие - пишут как курица лапой. Причин много. Во-первых, изменение среды: с детьми уже не так церемонятся, уроки становятся более динамичными, писать надо быстрее. Не всегда, но довольно часто решающую роль играет генетика. Удивляетесь, как двоечнику удается так хорошо выводить буквы? Поинтересуйтесь, как пишут его родители. Характера по детским почерком еще не очень видно, можно лишь определить, кто непоседа, а кто терпелив и может долго и упорно выводить буквы. У детей еще не развита мелкая моторика руки, поэтому очень полезны упражнения для ручек: волны, имитация кормления цыплят и т.д. ».
Методика «Острое письмо»
Теперь мы можем утвердительно сказать: опыт положительный, его перенимают учителя других школ. В чем суть? Наши дети учатся писать не в тетрадях в косую линейку или даже просто в линейку. Мы им даем чистые листы бумаги и карандаши. Шестилетний ребенок не так воспринимает пространственные параметры, как взрослый, поэтому некоторые элементы для нее просто недостижимы, например, буква «ш» у первоклашек часто получается слишком широкой и неизвестно на что похожа ... На чистом листе ребенок сам доходит до ощущения пространства: сначала строки кривые - потом становятся более ровными, буквы стройнее. Начинаем писать с палочек, затем палочка с резким заворотом вверх. Каждый элемент имеет интересное название, например, ножка балеринки, соединительный элемент - секретик.
Графотерапия
«Изменяя почерк, человек может подкорректировать свой характер, - говорит Александр Фармагей. - Например, если хотите добавить себе волевых качеств - Приучайтесь писать большие буквы, а также выравнивайте наклон, чтобы буквы не ложились на строку, а были более вертикальными. Слабый нажим - признак слабого характера, хотите стать сильнее - тренируйте натиск. Только не переусердствуйте: резко заменив малые буквы на большие, вы можете просто сломать себе характер ».
По словам Александра, больше такой терапии подвергаются дети, но и взрослый вполне может усовершенствоваться.
Родителям на заметку!
НЕ переучивайте левшу на правшу! Такая черта связана с функциями мозга, поэтому любое искусственное вмешательство может привести к негативным изменениям.
Если ребенок неправильно держит ручку, трагедии в этом нет. На почерк это не влияет, говорят специалисты, однако может повыситься утомляемость руки. «Правильное держание придумали в те времена, когда люди писали перьями, тогда это действительно было важно, - говорит Александр Фармагей. - Однако существует специальный прибор для формирования правильных навыков держания ручки. Выбирайте для вашего первоклашки мягкие ручки для письма, специалисты рекомендуют гелевые, которыми легко писать. |
|